Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Красногорская  межпоселенческая центральная районная библиотека»

КРАСНОГОРСКАЯ
БИБЛИОТЕКА

Завершилось исследование «Электронные ресурсы в поддержку чтения. Выбор библиотекаря»

В соответствии с программой исследования библиотечные работники приняли в нем участие была собрана и обобщена информация в ходе анкетирования коллег, чтобы ориентироваться на современные модели поведения нового поколения пользователей, библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, для хорошего ориентирования в цифровой среде и владения, наряду с традиционными, электронными (медиа) инструментами в части продвижения книги и чтения.

Применялись:

Гипотеза исследования: Свободный доступ к цифровым ресурсам и цифровым технологиям не гарантирует библиотеке успешного существования в цифровой среде, успешность зависит от активности использования цифровых медиа и Интернет-ресурсов, а также изменения стиля мышления самого библиотекаря.

Объектом исследования стали: Компетенции библиотечных работников муниципальых библиотек области в части продвижения книги и чтения.

Предметом исследования являлось выявление фактического использования медиа (цифрового контента, электронных ресурсов) в практике работы библиотек по продвижению чтения.

Задачи:

  1. 1. Содействовать повышению социальной значимости чтения, как необходимого условия духовного развития человека и осуществления умственной деятельности в современном информационном пространстве.
  2. 2. Выявить уровень знаний библиотечных работников области о современных способах продвижения чтения в электронной среде.
  3. 3. Стимулировать профессиональную активность библиотекарей и организовать повышение квалификации на основе полученных данных и участия в проведении областного исследования. 

Методы:

  • Анкетирование
  • Анализ полученных данных

Поскольку в современных условиях и период самоизоляции Интернет — это источник информации и место для общения. Средствами интернет-коммуникаций стали сайты, блоги, социальные сети. Для того чтобы продвигать чтение в виртуальной среде нужно создавать соответствующий информационный материал. Любой текстовой материал должен быть проиллюстрирован. Тексты должны быть интересны и информативны для пользователя. Обновляемость должна быть ежедневна. В итоге созданная информация должна проинформировать, привлечь внимание, вызвать желание обратиться к книге. Сайт библиотеки — это её представительство в Интернет, его главная задача — предоставлять информацию удалённому пользователю, который, может быть, и никогда не придёт в библиотеку по причине отдалённости, но, он будет нашим пользователем: собеседником, соавтором, читателем.

В анкетировании Красногорского района приняли участие 13 библиотечных работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Красногорская межпоселенческая центральная районная библиотека».

В результате обработки анкет стало известно следующее:

При ответе на первый вопрос (1. Какие формы и методы продвижения книги и чтения преимущественно используются в Вашей библиотеке?) все библиотечные работники ( 13человек-100% из 13 человек) для продвижения книги и чтения используют в своей работе читательские конференции, диспуты, обзоры, презентации книг.
Ведут сотрудничество с местными СМИ по поддержке чтения. Используют традиционную выставочную деятельность. Проводят праздники, акции, флешмобы и т.д. в общественных местах, учреждениях. Ведут распространение информационной и библиографической продукция в печатном виде. Наполняют ресурсы в поддержку чтения на сайте библиотеки: виртуальные выставки, обзоры.
К сожалению мало ведется работа библиотеки в социальных сетях, не ведутся библиотечные или книжные блоги.
Информирование о книгах. Эта главная цель — регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей.
Источником информации о фонде является выставочная деятельность, в виртуальном пространстве это будут виртуальные выставки, им будет соответствовать рубрика

На вопрос (2. Как Вы думаете, нуждаются ли читатели Вашей библиотеки, жители как потенциальные читатели в рекомендациях и советах библиотекаря при поиске информации и выборе литературы?) все без сомнения( 13человек-100% из 13 человек ответили ДА

Ситуация бедственного положения с чтением во многом объясняется глобальным скачком в развитии информационно-коммуникационных технологий в мире, использование которых в большинстве случаев практически заменило время общения с книгой. Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями. Возможности Интернета позволяют заниматься продвижением книги и чтения вне территориальных и временных рамок.

Поэтому при ответе на третий вопрос анкеты(3. Как Ваша библиотека продвигает книгу и чтение в современной электронной среде?) все библиотечные работники написали
( 13человек-100% из 13 человек). Современным и удобным инструментом для продвижения книги и чтения в нашей библиотеке является сайт библиотеки.

На сайте нашей библиотеке имеется раздел КРАЕВЕДЕНИЕ, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ ПОДРАЗДЕЛЫ:


  • Из истории Красной Горы
  • Красная Гора в годы военного лихолетья
    • Красная Гора в годы...
    • Могилы воинам
    • Софья Воронова
  • Знаменитые земляки
  • Красногорские краеведы
  • Наши земляки - участники ликвидации аварии на ЧАЭС
  • Пусть остались одни медальоны (об участниках Чеченских войн)
  • О воинах-афганцах не нужно забывать
  • Краеведческие издания в библиотеке
  • Литературная карта
    • Литературное творчество наших земляков
  • Туристическая привлекательность Красногорского района

Одной из эффективных и распространенных форм продвижения книги и чтения является выставочная работа, которая размещается у нас на главной странице сайта.
Популярны:

  • буклеты,
  • памятки,
  • афиши,
  • дайджесты,
  • закладки и т.п.

Не смогли не порадовать ответы коллег на четвёртый вопрос анкеты (4. Заинтересованы ли Вы как профессионал в получении новой информации об электронных ресурсах по продвижению чтения?). Все(13человек-100% из 13 человек) ответили, что занимаются самообразованием. Готовы повышать квалификацию и обучаться дистанционно, но есть небольшое но у некоторых (4 человека -30,7%из 13 человек) из-за плохой связи Интернет и материально-технической базы. Поэтому предпочли бы очные курсы.

При подведении итогов на пятый вопрос(5. Есть ли у Вас опыт участия в сетевых книжных и литературных проектах?) к сожалению( 13человек-100% из 13 человек) ответили НЕТ

в личных интересах или по работе коллеги пользуются следующими ресурсами:

электронные библиотеки - НЭБ, eLibrary.ru

сайты литературных премий -
nlr.ru Российская национальная библиотека
chitai-gorod.ru
eksmo.ru
infoselection.ru

информация на сайтах других библиотек
Российская государственная библиотека rsl.ru
Российская государственная детская библиотека rgdb.ru
Брянская областная универсальная библиотека libryansk.ru
Псковская областная научная библиотека pskovlib.ru
Областная научная библиотека им. И. А. Бунина buninlib.orel.ru
Библиомания: Блоги методистов библиотек книжные блоги на разных платформах bibliomaniya.blogspot.com
Обзор библиотечной блогосферы: блоги для... libkrasnodar.blogspot.com
ПЕРВОМАЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА | Лучшие библиотечные... pcbs.nnov.muzkult.ru›biblio_blogi
Библиотечные блоги и сайты kalachinskzmb.ru›index.php…bibliotechnye-blogi-i…
Лучшие библиотечные блоги pnu.edu.ru›media/filer_public/81/c9/81c960c1-bca7…
Работа библиотек в онлайн-режиме libkrasnodar.blogspot.com

образовательные ресурсы -
consultant.ru КОНСУЛЬТАНТ Плюс

сайты писателей - https://proza.ru/avtor/mihailpolenok66

На вопрос шестой (6. Что из отмеченного выше Вы порекомендовали бы коллегам для организации работы библиотеки как центра информации о книге и центра общения по поводу книги?) коллеги порекомендовали ( 13человек-100% из 13 человек)
сайты писателей, сайты библиотек
Перспективными для библиотек в плане продвижения чтения являются мобильная связь. Мобильная связь обеспечивает прямую текстовую и голосовую связь с потребителем. Чаще всего библиотеками она используется для пересылки текстовых сообщений (sms) о задолженностях книг. С ее помощью можно оповещать пользователя о новой литературе, поступившей в библиотеку (по предварительной подписке), анонсы предстоящих библиотечных мероприятий.

Библиотекари создавать собственные видеоканалы на хостинге YouTube, на котором можно представить видеоролики в различных форматах: видеолекции, видеоэксурсии по выставке, буктрейлеры, фото- и видеоотчеты, видеодоклады и т.п.

Подводя итог ответов на восьмой вопрос(8. Как бы Вы оценили свое умение выстраивать онлайн-коммуникации в области продвижения книги и чтения ?)порадовал отклик коллег, их рвение к обучению и повышению своих умений выстраивать онлайн-коммуникации в области продвижения книги и чтения
(6 человек 46,2 % из 13 человек) ответили -опыта мало, но этому необходимо учиться;
И 7 человек 53,8% ответили - имею некоторый опыт использования;

Но вот относительно предлагаемого сегодняшнего тренда взаимодействия библиотек с читателями: «От книговыдачи и диспутов – к Инстаграм и соцсетям
(9. Как Вы относитесь к предлагаемому сегодня тренду взаимодействия библиотек с читателями: «От книговыдачи и диспутов – к Инстаграм и соцсетям»?) в ответах преобладает ответ пожалуй нет , так ответили 8 человек-61,5%. Из этого следует то, что книга в печатном варианте для многих важна и нужна! Опять же играет роль скорость Интернет связи(из-за удаленности сел и деревень) и материально- техническая база. Невольно приходят народные мысли по этому поводу, к огромному сожалению. Ведь в любой сфере деятельности есть как плюсы, так и минусы, поэтому учитывать приходится всё.
( ……..Я знаю ВСЕ! — сказала Википедия.
— Во мне все можно найти!
— похвастался Googlе.
— Я самый главный в мире! — заявил Intеrnеt.
— Ну, ну… — тихо ответило электричество. )

Читательские интересы библиотечных работников очень разнообразные по жанру, тематике, по работе -исторические романы, книги о Великой Отечественной войне, краеведческие,о тружениках и жителях сел и деревень, любовные романы, фантастика и приключения,периодические издания, особенно перечитываются произведения классиков русской литературы. И анализируя ответы коллег на десятый вопрос
(10. Какую книгу или публикацию Вы читаете в настоящее время и в каком формате? Если сейчас не читаете, то назовите последнюю прочитанную книгу и формат текста)

Выяснилось, что из подписных изданий газет самыми популярными являются: «Красногорская жизнь», «Брянские факты», «Брянская учительская газета», «Российская газета», «ЗОЖ».Журнал «Родина», №5,2020.

Рейтинг авторов любимых книг, прочитанных недавно выглядит так: А.А.Иванов «Вечный зов»,Ф.Достоевский, М.Булгаков «Мастер и маргарита), Л.Н.Толстой, Н.М.Карамзин, А.Фадеев, А.Пушкин, Н.Носов, И.Бунин, А.Дюма, М. Лермонтов, С.Есенин (стихи), К.Симонов, Ю.Шилова, Т.Устинова, Д.Донцова

Используется в основном печатный бумажный формат

11. Почему Вы решили почитать именно этот текст? (случайно, интересует автор, жанр, тематика, необходимо по работе, по учебе и т.д.)
На этот вопрос 13 человек-100% ответили
Интересные малоизвестные факты о Великой Отечественной войне, интересует, по работе, автор,жанр.
В основном читают для интереса, а в нашей профессии интерес и работа составляют единое целое.

некоторые сведения о работниках:
Возраст (полное число лет) полных лет
От 35 до 50 лет: 6 человек 46,2%
от 50 до 65 лет: 7 человек 53,8%
Образование
- высшее библиотечное 0 человек
- высшее не библиотечное 3 человека
- среднее специальное библиотечное 5 человек -38,5%
- среднее специальное небиблиотечное 7 человек -53,8%
- среднее общее 1 человек (7,6%).

Стаж работы в библиотеке из опрошенных составляет:
От о до года 1 человек (7,6%).
От года до 10 лет 2 человека (15,3 %)
От 10 до 30 лет 7 человек (53,8%)
От 30 до 40 лет 5 человек( 38,5%)

В опросе принимали участие: библиотекари структурных подразделений МБУК «Красногорская МЦРБ (11 человек-84,6%), заведующая отделом обслуживания МБУК «Красногорская МЦРБ (1 человек -7,6%), главный библиотекарь детской библиотеки МБУК «Красногорская МЦРБ(1 человек -7,6%).

Подводя итоги данного исследования можно сказать, что современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним временем, обстоятельствами и востребованностью. Библиотекари активно используют возможности интернета и в справочной работе: можно быстро найти конкретную информацию, уточнить автора и название книги, произведения, а также увидеть варианты обложек книг, где данное произведение напечатано. Выяснилось, что наши библиотекари готовы овладевать и грамотно использовать медиа в практике работы по продвижению чтения, но для этого еще необходима хорошая материально-техническая оснащенность библиотек, а также мешает неполная рабочая ставка работы библиотекарей.
Серьезной угрозы чтению печатных книг и периодики со стороны электронного формата пока нет. Наоборот, они считают, что интернет и новые электронные устройства для чтения поддерживают желание читать, что дает некоторые надежды, если не на прекращение, то хотя бы замедление процесса падения интереса к чтению. Читательская грамотность и чтение сегодня имеют огромное значение для работы с текстом на различных носителях, они тесно связаны с медиа- и информационной грамотностью.


Список использованных источников

  1. 1. Корец, А. О. Электронные ресурсы — современный инструмент формирования читательской активности школьников [Текст] / А.О. Корец// Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 297-298.
  2. 2.  Проблемы и тенденции развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studwood.ru/779456/sotsiologiya/problemy_tendentsii_razvitiya_chteniya#21.
  3. 3. Селиванова, А.П. Привлечение к чтению с помощью информационных технологий [Электронный ресурс] /А.П.Селиванова, С.Х.Усманова, Л.П.Цапаева. – Режим доступа : http://открытыйурок.рф/статьи/509206/.
  4. 4. Смирнова, И. П. Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с использованием инновационных методов и технологий [Электронный ресурс] /И. П. Смирнова. – Режим доступа : http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/BEP/
    2016/01/2016-01_bep-1.pdf .
  5. 5. Школьные библиотеки нового поколения [Электронный ресурс] : сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Информ. центр "Библиотека имени К.Д.Ушинского" Рос. Акад. образования, Ассоц. школьных библиотекарей русского мира (РШБА) ; сост. Д.А. Иванченко. – Режим доступа: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf.
    Методист МБУК «Красногорская МЦРБ» Т.В.Кругликова.