Исследование «Электронные ресурсы в поддержку чтения. Выбор библиотекаря»
- Опубликовано: 04 августа 2020
Завершилось исследование «Электронные ресурсы в поддержку чтения. Выбор библиотекаря»
В соответствии с программой исследования библиотечные работники приняли в нем участие была собрана и обобщена информация в ходе анкетирования коллег, чтобы ориентироваться на современные модели поведения нового поколения пользователей, библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, для хорошего ориентирования в цифровой среде и владения, наряду с традиционными, электронными (медиа) инструментами в части продвижения книги и чтения.
Применялись:
Гипотеза исследования: Свободный доступ к цифровым ресурсам и цифровым технологиям не гарантирует библиотеке успешного существования в цифровой среде, успешность зависит от активности использования цифровых медиа и Интернет-ресурсов, а также изменения стиля мышления самого библиотекаря.
Объектом исследования стали: Компетенции библиотечных работников муниципальых библиотек области в части продвижения книги и чтения.
Предметом исследования являлось выявление фактического использования медиа (цифрового контента, электронных ресурсов) в практике работы библиотек по продвижению чтения.
Задачи:
- 1. Содействовать повышению социальной значимости чтения, как необходимого условия духовного развития человека и осуществления умственной деятельности в современном информационном пространстве.
- 2. Выявить уровень знаний библиотечных работников области о современных способах продвижения чтения в электронной среде.
- 3. Стимулировать профессиональную активность библиотекарей и организовать повышение квалификации на основе полученных данных и участия в проведении областного исследования.
Методы:
- Анкетирование
- Анализ полученных данных
Поскольку в современных условиях и период самоизоляции Интернет — это источник информации и место для общения. Средствами интернет-коммуникаций стали сайты, блоги, социальные сети. Для того чтобы продвигать чтение в виртуальной среде нужно создавать соответствующий информационный материал. Любой текстовой материал должен быть проиллюстрирован. Тексты должны быть интересны и информативны для пользователя. Обновляемость должна быть ежедневна. В итоге созданная информация должна проинформировать, привлечь внимание, вызвать желание обратиться к книге. Сайт библиотеки — это её представительство в Интернет, его главная задача — предоставлять информацию удалённому пользователю, который, может быть, и никогда не придёт в библиотеку по причине отдалённости, но, он будет нашим пользователем: собеседником, соавтором, читателем.
В анкетировании Красногорского района приняли участие 13 библиотечных работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Красногорская межпоселенческая центральная районная библиотека».
В результате обработки анкет стало известно следующее:
При ответе на первый вопрос (1. Какие формы и методы продвижения книги и чтения преимущественно используются в Вашей библиотеке?) все библиотечные работники ( 13человек-100% из 13 человек) для продвижения книги и чтения используют в своей работе читательские конференции, диспуты, обзоры, презентации книг.
Ведут сотрудничество с местными СМИ по поддержке чтения. Используют традиционную выставочную деятельность. Проводят праздники, акции, флешмобы и т.д. в общественных местах, учреждениях. Ведут распространение информационной и библиографической продукция в печатном виде. Наполняют ресурсы в поддержку чтения на сайте библиотеки: виртуальные выставки, обзоры.
К сожалению мало ведется работа библиотеки в социальных сетях, не ведутся библиотечные или книжные блоги.
Информирование о книгах. Эта главная цель — регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей.
Источником информации о фонде является выставочная деятельность, в виртуальном пространстве это будут виртуальные выставки, им будет соответствовать рубрика
На вопрос (2. Как Вы думаете, нуждаются ли читатели Вашей библиотеки, жители как потенциальные читатели в рекомендациях и советах библиотекаря при поиске информации и выборе литературы?) все без сомнения( 13человек-100% из 13 человек ответили ДА
Ситуация бедственного положения с чтением во многом объясняется глобальным скачком в развитии информационно-коммуникационных технологий в мире, использование которых в большинстве случаев практически заменило время общения с книгой. Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями. Возможности Интернета позволяют заниматься продвижением книги и чтения вне территориальных и временных рамок.
Поэтому при ответе на третий вопрос анкеты(3. Как Ваша библиотека продвигает книгу и чтение в современной электронной среде?) все библиотечные работники написали
( 13человек-100% из 13 человек). Современным и удобным инструментом для продвижения книги и чтения в нашей библиотеке является сайт библиотеки.
На сайте нашей библиотеке имеется раздел КРАЕВЕДЕНИЕ, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТ ПОДРАЗДЕЛЫ:
- Из истории Красной Горы
- Красная Гора в годы военного лихолетья
- Красная Гора в годы...
- Могилы воинам
- Софья Воронова
- Знаменитые земляки
- Красногорские краеведы
- Наши земляки - участники ликвидации аварии на ЧАЭС
- Пусть остались одни медальоны (об участниках Чеченских войн)
- О воинах-афганцах не нужно забывать
- Краеведческие издания в библиотеке
- Литературная карта
- Литературное творчество наших земляков
- Туристическая привлекательность Красногорского района
Одной из эффективных и распространенных форм продвижения книги и чтения является выставочная работа, которая размещается у нас на главной странице сайта.
Популярны:
- буклеты,
- памятки,
- афиши,
- дайджесты,
- закладки и т.п.
Не смогли не порадовать ответы коллег на четвёртый вопрос анкеты (4. Заинтересованы ли Вы как профессионал в получении новой информации об электронных ресурсах по продвижению чтения?). Все(13человек-100% из 13 человек) ответили, что занимаются самообразованием. Готовы повышать квалификацию и обучаться дистанционно, но есть небольшое но у некоторых (4 человека -30,7%из 13 человек) из-за плохой связи Интернет и материально-технической базы. Поэтому предпочли бы очные курсы.
При подведении итогов на пятый вопрос(5. Есть ли у Вас опыт участия в сетевых книжных и литературных проектах?) к сожалению( 13человек-100% из 13 человек) ответили НЕТ
в личных интересах или по работе коллеги пользуются следующими ресурсами:
электронные библиотеки - НЭБ, eLibrary.ru
сайты литературных премий -
nlr.ru Российская национальная библиотека
chitai-gorod.ru
eksmo.ru
infoselection.ru
информация на сайтах других библиотек –
Российская государственная библиотека rsl.ru
Российская государственная детская библиотека rgdb.ru
Брянская областная универсальная библиотека libryansk.ru
Псковская областная научная библиотека pskovlib.ru
Областная научная библиотека им. И. А. Бунина buninlib.orel.ru
Библиомания: Блоги методистов библиотек книжные блоги на разных платформах bibliomaniya.blogspot.com
Обзор библиотечной блогосферы: блоги для... libkrasnodar.blogspot.com
ПЕРВОМАЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА | Лучшие библиотечные... pcbs.nnov.muzkult.ru›biblio_blogi
Библиотечные блоги и сайты kalachinskzmb.ru›index.php…bibliotechnye-blogi-i…
Лучшие библиотечные блоги pnu.edu.ru›media/filer_public/81/c9/81c960c1-bca7…
Работа библиотек в онлайн-режиме libkrasnodar.blogspot.com
образовательные ресурсы -
consultant.ru КОНСУЛЬТАНТ Плюс
сайты писателей - https://proza.ru/avtor/mihailpolenok66
На вопрос шестой (6. Что из отмеченного выше Вы порекомендовали бы коллегам для организации работы библиотеки как центра информации о книге и центра общения по поводу книги?) коллеги порекомендовали ( 13человек-100% из 13 человек)
сайты писателей, сайты библиотек
Перспективными для библиотек в плане продвижения чтения являются мобильная связь. Мобильная связь обеспечивает прямую текстовую и голосовую связь с потребителем. Чаще всего библиотеками она используется для пересылки текстовых сообщений (sms) о задолженностях книг. С ее помощью можно оповещать пользователя о новой литературе, поступившей в библиотеку (по предварительной подписке), анонсы предстоящих библиотечных мероприятий.
Библиотекари создавать собственные видеоканалы на хостинге YouTube, на котором можно представить видеоролики в различных форматах: видеолекции, видеоэксурсии по выставке, буктрейлеры, фото- и видеоотчеты, видеодоклады и т.п.
Подводя итог ответов на восьмой вопрос(8. Как бы Вы оценили свое умение выстраивать онлайн-коммуникации в области продвижения книги и чтения ?)порадовал отклик коллег, их рвение к обучению и повышению своих умений выстраивать онлайн-коммуникации в области продвижения книги и чтения
(6 человек 46,2 % из 13 человек) ответили -опыта мало, но этому необходимо учиться;
И 7 человек 53,8% ответили - имею некоторый опыт использования;
Но вот относительно предлагаемого сегодняшнего тренда взаимодействия библиотек с читателями: «От книговыдачи и диспутов – к Инстаграм и соцсетям
(9. Как Вы относитесь к предлагаемому сегодня тренду взаимодействия библиотек с читателями: «От книговыдачи и диспутов – к Инстаграм и соцсетям»?) в ответах преобладает ответ пожалуй нет , так ответили 8 человек-61,5%. Из этого следует то, что книга в печатном варианте для многих важна и нужна! Опять же играет роль скорость Интернет связи(из-за удаленности сел и деревень) и материально- техническая база. Невольно приходят народные мысли по этому поводу, к огромному сожалению. Ведь в любой сфере деятельности есть как плюсы, так и минусы, поэтому учитывать приходится всё.
( ……..Я знаю ВСЕ! — сказала Википедия.
— Во мне все можно найти!
— похвастался Googlе.
— Я самый главный в мире! — заявил Intеrnеt.
— Ну, ну… — тихо ответило электричество. )
Читательские интересы библиотечных работников очень разнообразные по жанру, тематике, по работе -исторические романы, книги о Великой Отечественной войне, краеведческие,о тружениках и жителях сел и деревень, любовные романы, фантастика и приключения,периодические издания, особенно перечитываются произведения классиков русской литературы. И анализируя ответы коллег на десятый вопрос
(10. Какую книгу или публикацию Вы читаете в настоящее время и в каком формате? Если сейчас не читаете, то назовите последнюю прочитанную книгу и формат текста)
Выяснилось, что из подписных изданий газет самыми популярными являются: «Красногорская жизнь», «Брянские факты», «Брянская учительская газета», «Российская газета», «ЗОЖ».Журнал «Родина», №5,2020.
Рейтинг авторов любимых книг, прочитанных недавно выглядит так: А.А.Иванов «Вечный зов»,Ф.Достоевский, М.Булгаков «Мастер и маргарита), Л.Н.Толстой, Н.М.Карамзин, А.Фадеев, А.Пушкин, Н.Носов, И.Бунин, А.Дюма, М. Лермонтов, С.Есенин (стихи), К.Симонов, Ю.Шилова, Т.Устинова, Д.Донцова
Используется в основном печатный бумажный формат
11. Почему Вы решили почитать именно этот текст? (случайно, интересует автор, жанр, тематика, необходимо по работе, по учебе и т.д.)
На этот вопрос 13 человек-100% ответили
Интересные малоизвестные факты о Великой Отечественной войне, интересует, по работе, автор,жанр.
В основном читают для интереса, а в нашей профессии интерес и работа составляют единое целое.
некоторые сведения о работниках:
Возраст (полное число лет) полных лет
От 35 до 50 лет: 6 человек 46,2%
от 50 до 65 лет: 7 человек 53,8%
Образование
- высшее библиотечное 0 человек
- высшее не библиотечное 3 человека
- среднее специальное библиотечное 5 человек -38,5%
- среднее специальное небиблиотечное 7 человек -53,8%
- среднее общее 1 человек (7,6%).
Стаж работы в библиотеке из опрошенных составляет:
От о до года 1 человек (7,6%).
От года до 10 лет 2 человека (15,3 %)
От 10 до 30 лет 7 человек (53,8%)
От 30 до 40 лет 5 человек( 38,5%)
В опросе принимали участие: библиотекари структурных подразделений МБУК «Красногорская МЦРБ (11 человек-84,6%), заведующая отделом обслуживания МБУК «Красногорская МЦРБ (1 человек -7,6%), главный библиотекарь детской библиотеки МБУК «Красногорская МЦРБ(1 человек -7,6%).
Подводя итоги данного исследования можно сказать, что современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним временем, обстоятельствами и востребованностью. Библиотекари активно используют возможности интернета и в справочной работе: можно быстро найти конкретную информацию, уточнить автора и название книги, произведения, а также увидеть варианты обложек книг, где данное произведение напечатано. Выяснилось, что наши библиотекари готовы овладевать и грамотно использовать медиа в практике работы по продвижению чтения, но для этого еще необходима хорошая материально-техническая оснащенность библиотек, а также мешает неполная рабочая ставка работы библиотекарей.
Серьезной угрозы чтению печатных книг и периодики со стороны электронного формата пока нет. Наоборот, они считают, что интернет и новые электронные устройства для чтения поддерживают желание читать, что дает некоторые надежды, если не на прекращение, то хотя бы замедление процесса падения интереса к чтению. Читательская грамотность и чтение сегодня имеют огромное значение для работы с текстом на различных носителях, они тесно связаны с медиа- и информационной грамотностью.
Список использованных источников
- 1. Корец, А. О. Электронные ресурсы — современный инструмент формирования читательской активности школьников [Текст] / А.О. Корец// Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 297-298.
- 2. Проблемы и тенденции развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studwood.ru/779456/sotsiologiya/problemy_tendentsii_razvitiya_chteniya#21.
- 3. Селиванова, А.П. Привлечение к чтению с помощью информационных технологий [Электронный ресурс] /А.П.Селиванова, С.Х.Усманова, Л.П.Цапаева. – Режим доступа : http://открытыйурок.рф/статьи/509206/.
- 4. Смирнова, И. П. Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с использованием инновационных методов и технологий [Электронный ресурс] /И. П. Смирнова. – Режим доступа : http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/BEP/
2016/01/2016-01_bep-1.pdf . - 5. Школьные библиотеки нового поколения [Электронный ресурс] : сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Информ. центр "Библиотека имени К.Д.Ушинского" Рос. Акад. образования, Ассоц. школьных библиотекарей русского мира (РШБА) ; сост. Д.А. Иванченко. – Режим доступа: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf.
Методист МБУК «Красногорская МЦРБ» Т.В.Кругликова.