Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Красногорская  межпоселенческая центральная районная библиотека»

КРАСНОГОРСКАЯ
БИБЛИОТЕКА

Перелазская библиотека

2022 год - Год культурного наследия

Исследовательская работа:
«История и состояние народных промыслов села Перелазы»

Подготовила:
Капусто Нина Ивановна,
библиотекарь Перелазская библиотека, структурное подразделение МБУК
«Красногорская межпоселенческая центральная районная библиотека»
243151, Брянскаяобл., Красногорский  р-н, с.Перелазы, ул. Советская, д. 39 (адрес библиотеки);
Конт. телефон: 8 9803337349;

с. Перелазы – 2022 г.


ВВЕДЕНИЕ

Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.

Я родилась в селе Перелазы, Красногорского района, и это моя малая родина. Здесь жили и живут очень много трудолюбивых и творческих людей.

В народе говорили: «Работа хороша, если в ней польза и душа», «Когда умелый человек возьмётся, в руках его и снег в пламени костра водой прольётся». О ком все эти пословицы? Конечно, о мастерах своего дела, умельцах - золотые руки!

В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, орудия труда, и одежду. Мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали душу.

Основной вопрос, который у меня возник  «Возможно ли возрождение и сохранение ремёсел в современном мире?».  Я задумалась над этим вопросом и решила, в рамках 2022 года - Года культурного наследия народов России, провести исследовательскую работу на тему: «История и состояние народных промыслов села Перелазы». В ходе своего исследования я хотела бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров - ремесленников. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся.

При подготовке и написании работы я изучила литературу по краеведению нашего села, летопись с. Перелазы, папки-накопители «Перелазы за далью веков прошлого и настоящего», «Люди нашего села»,  встречалась со старожилами села  Перелазы, посетила дома народных умельцев,  побывала на экскурсии в школьном музее, музее СДК, где хранятся предметы, сделанные руками наших мастеров – умельцев. Проделав такую работу, мне удалось собрать материал о ремеслах и промыслах села Перелазы и  узнать о самих мастерах - умельцах моей малой Родины.

Цель данной работы является изучение народных промыслов и ремесел села Перелазы, Брянской области; знакомство с мастерами - умельцами села.

Задачи

  • собрать материал о ремеслах и промыслах села;
  • выявить мастеров села, занимающихся различными ремеслами;
  • систематизировать и обобщить материал о них;
  • пробудить интерес жителей села, подрастающее поколение  к изучению истории культуры родного края;
  • развить навыки исследовательской работы в области исторического краеведения.

Для достижения цели исследования мною были использованы следующие методы:

  • беседа с мастерами-умельцами, ответственным музея Перелазской СОШ - Довыденко Николаем Ивановичем, старожилами села;
  • экскурсия в музей Перелазской СОШ;
  • изучение литературы по краеведению;
  • фотографирование

 

 

«САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ
ГЕНИАЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО, ЧТО
ЗАПЕЧАТЛЕНО НАРОДОМ, СОХРАНЕНО,
ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ»
М.И. КАЛИНИН

Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ.  Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой,  создает будущее  и всегда  готов стать  на защиту Родины. Для  того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, её жизнь, которая неотделима  от народных   промыслов.

В каждом  слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворённая в тысячелетиях память  народа, не писанная, но сохранённая его жизнью и трудом.

 Промыслы,  народно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров,  опыт мудрого, трудолюбивого народа.  И  каждая, сделанная ими вещь, продолжает нескончаемую песню народного творчества, в которой человек отразил свой внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.

В старину всё делали  своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло  - плеч не оттянет, а самого прокормит». И любить свой край, свою Родину  можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы,  сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных  строений и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям русского народа. Ведь  источником вдохновения людей,  всегда служит красота родной природы. Ее поэтические образы мастера воплощают в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей... Недаром считается, что в изделиях народных промыслов проявилась и запечатлелась сама душа нашего народа: любовь к жизни и вера в светлое будущее. И чтобы эта  красота, созданная  добрым молодцем или доброй девицей, опыт мудрого, трудового народа постоянно возрождался, чтобы хоть капельки памяти сохранились в душах людей, чтобы всегда и везде  прославляли: 

«Сердце доброе, Щедрость разума, Руки искусные люда русского».

Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.  Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Шаг в историю села Перелазы.

У каждого человека есть Родина, и каждый любит  то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села  Перелазы уходит своими корнями в далёкое прошлое. Перед тем как перейти к изучению ремёсел в нашем селе, я решила изучить материал об истории возникновения села Перелазы. Потому что, не зная историю, нельзя говорить о занятиях  ее жителей.

Село Перелазы Красногорского района Брянской  области расположено в 12 км. на западе  от п.г.т. Красная Гора, на берегу речки Дороговши. Зародилось оно в 1530 году.  Первый житель села был один крестьянин - беглец некто Протас,  с женой и тремя детьми,  пробрался через реку Дороговша в невероятно трудных условиях. Переправившись на правый берег, Протас глубоко  вздохнул и промолвил: "Слава  Богу, перелез - перебрался!". Это место и стало называться Курень Перелаз. К Протасу стали собираться такие же беглецы и селились в чаще леса. И тогда Курень Перелаз переименовали в Хутор Перелаз. В хуторе появились люди разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки и даже литовцы. По фамилиям начали называться и улицы: Морозовка, Афимёновка, Булаховка, Лапоуховка и т.д.   Прошло время. Сменилось поколение людей, а  названия улиц активно употребляются до сих пор.

Вся земля, на которой сейчас располагается село, была покрыта  лесом. Через 30 лет в Курени  насчитывалось около 30 домов и  хутор становится известным далеко за пределами   своей округи, т.к. первые поселенцы занялись сплавом леса. Строилось жильё, расширялись пахотные земли.

Хутор Перелаз к 1612 году уже насчитывал около 200 домов и стал называться деревней Перелаз.

Деревня Перелаз стала популярным названием и во времена войн: польской (1609 г.), шведской (1707 - 1709 гг.) и французской (1812 г.). В эти войны деревня Перелаз занимала стратегическое положение и известна в летописи как "Военный Караул".

К 1825 году деревня Перелазы превратилась в огромный населённый пункт с количеством 600 домов. Благодаря, находке клада бедной женщины Дворяковой Н, в деревне в 1830 году была достроена церковь Свято - Василевская. С этого времени  деревня Перелаз стала называться селом. Но церковь просуществовала не долго (28 лет). Весной в  1858 году  по неосторожности прислуги попа - церковь сгорела, а вместе с ней сгорел и дом попа Ефима , церковного старосты Моргача  и ещё 200 домов прихожан-перелазцев.  И сейчас эта улица, в памяти жителей села, сохраняет за собой название "Погореловка".

К 1860  году  в село Перелазы насчитывалось 900 дворов.  Новую церковь начали строить в 1862году, а 1930 году по постановлению общества церковь была закрыта.

До революции 1917 года, село  Перелазы было огромное (2300 жителей), но очень бедное. Бедное оно было потому, что малоземельное, самое отдалённое село от городов   и многие из семей уходили на отходные  зароботки. Но многие были вынуждены заниматься промыслами и ремеслом на местах. Это было необходимо, чтобы прокормить себя и семью из-за нехватки пахотных земель и угодий.

Первый колхоз в с. Перелазы был организован в 1929 году в объединении Корьма под названием "Красный пахарь". В 1927 году в селе организовано три товарищества по совместной обработке земли "ТОЗы", а уже  в 1930-1931 гг. весь Перелаз был коллективизирован. В сельском совете было 7 колхозов: "Наука", "Техника", "Колос", "12 Октябрь", "Красный пахарь", "Сеятель" и "Ковалёвка".

1941 год - нагрянула Великая Отечественная война. Немецкие  войска оккупировали село Перелазы. В 1943 при отступлении, фашисты в  селе сожгли все школы.  

После войны село Перелазы, как и вся страна, стало на путь мирной жизни: построили новую  среднюю школу(1969 году), Дом культуры, ФАП, почту, магазины.  Люди с большим энтузиазмом работали в колхозе, организациях, строили и возрождали своё село.    

Не утеряна была и творческая  ниточка перелазских людей. Старожилы рассказывают, что народными промыслами и ремеслами занималось чуть ли не всё население: плотничество (столярное, постройка домов с отделочными работами, резьба по дереву), вышивка, ткачество, плетение из ивовых прутьев, шитьё  овчинных полушубков (кожух), валяние  валенок, жестяницкое (жестяные грубки и крыши), кузнецкий. 

Край земли Перелазской
Край лесов и полей
Край народных ремёсел
И известных людей.

 

Вышивка 

Вышивка - из самых распространённых видов рукоделия. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Путем приложения своего труда, русские женщины преображали белую ткань холста в красиво украшенную вещь. На льняном полотне возникали узоры один краше другого: птицы, фрукты, цветы совсем диковинные, а иные как снежинка на стекле морозном. С раннего детства девочки учились вышивать и в бедных семьях и богатых. Стремление к красоте у них было таким, что постепенно в каждой избе появились пяльцы, которые переделывали из решёт, а потом уже стали и покупные.  В беседе с мастерицами мы узнали, что раньше к 13-15 годам девочки должны были приготовить себе приданое. Посмотреть его собирались и местные жители. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. Вышитыми полотенцами украшали иконы, зеркала, окна, фотографии на стенах.

Под тихий говор, да песню готовилось приданое.

Мастерицы в зимний вечер
Нити таинство творят,
То поют у тёплой печи,
То душевно говорят.
Вьётся строчка Перелазска
По льняному полотну,
Чтоб украсить край сорочки,
Как в былую старину.

Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение деревьев, птиц, растительности. Для нашей местности (с. Перелазы) характерно сочетание разной техники  вышивания. Северная вышивка перекликается  с украинской, белорусской. В послевоенные годы этот труд помогал выжить.

К счастью в нашей местности есть женщины, к которым я обратилась за консультацией. Они до сих пор не мыслят себя  без этого рукоделия. Многие из них занимаются вышивками по сегодняшний день. Других подводит уже здоровье, зрение. Но они по-прежнему любят своё дело. С большим удовольствием показывали мне свои вышивки и рассказывали о них. Вот о таких мастерицах нашего села по вышиванию я хочу рассказать.

Самыми мастеровыми рукодельницами  села Перелазы  считались: Макусева Анна Михайловна  1939 г.р.( Самураева),  Боровик Анна Прокофьевна и Руденок  Пелагея Прокопьевна (Мисниковы - сёстры), Поленок Екатерина Григорьевна (Лагутова). Они славились в селе -  как вышивальщицы.

О некоторых мастерицах с. Перелазы я расскажу в своей  исследовательской работе:

Боровик Анна Прокофьевна

Боровик Анна Прокофьевна фото

Боровик Анна Прокофьевна родилась (1935 -2020 г.)  и выросла в селе  Перелазы.

При оформлении в библиотеке альбома «Большая нить радуги», я обратилась за помощью, именно,  к Анне Прокофьевне, как прославленной  мастерице по вышивке.

К сожалению, сегодня её  с нами нет. И как жаль, что от нас уходят такие талантливые,  творчески - мастеровые люди.   Анна Прокофьевна была жизнерадостной и весёлой женщиной. На протяжении многих лет участвовала в художественной самодеятельности, а также  постоянно принимала участие в районных смотрах. У неё трое хороших сыновей. Старший Михаил и Александр живут в Москве, Виктор в Красногорском районе.  Но мать они  не забывали, часто навещали и  старались всегда помочь.

Любовь к вышивке у Анны Прокофьевны зародилась с детства. Вышивать её научила мать. Вышивала в основном крестиком. В десять лет вышивала уже самостоятельно. Вышивать в основном приходилось   вечером и до поздней ночи, так как днём нужно было делать работу по хозяйству. Зачастую вышивали группой девушек, собирающихся  у кого-нибудь на дому, где  и работа спорилась, и песни пелись.    После  замужества, наша мастерица  ещё больше уделяла внимания этому виду ремесла. Хотя, домик у моей собеседнице  был небольшой, но она всегда стремилась  создать в нём уют и красоту. Куда не посмотришь в доме,  везде вышивка на вышивке, созданная  её руками: картины, рушники, наволочки, простыни,  ковры, на  окнах вышивка ришелье, как она мне пояснила, выбитое на швейной  машинке. В каждую вышитую вещь, она не только проявляла свой художественный вкус, но и претворяла в действительность мечту о жизни полной радости.

Рисунки, по которым вышивала Анна Прокофьевна, не приходилось брать у других   вышивальщиц. В этом ей повезло. Муж её - Фёдор Михайлович, по образованию учитель рисования и к тому же, очень хорошо рисовал. Рисунки брал с обоев, картин, книг. Поначалу  он рисунки увеличивал на увеличительное стекло, а затем рисовал крупным планом. Узоры для вышивания ковров в основном брали с журнала «Крестьянка». 

Своим рукоделием Анна Прокофьевна славилась не только в нашем селе, но и во всём районе.  Про её вышивки неоднократно писали в районной газете, а  шедевры нашей мастерицы всегда  можно было увидеть на    районной выставке «Народного декоративно – прикладного творчества».

Ещё один вид искусства, которым занималась Анна Прокофьевна - вышивка ришелье. Вышивка ришелье - это вид выбивных изделий: занавесок на окна, простыней, наволочек, наддверных занавесок. Выбивала она всему селу, особенно много заказов было к  празднику Пасхи. За труд одной занавески  ей платили один рубль, что было в то время большим подспорьем для семьи. Запомнился моей собеседнице один случай,  когда  к великому празднику Пасха поступил заказ мастерице на ришелье оконных занавесок  от участкового  полиции  Поленка Ивана Сергеевича (поселок Ленинец).  Когда он пришёл за заказом и увидел, какой это нелёгкий  труд и тут же,   заплатил  ей во много раз дороже. Это было для неё большой радостью.

Сама вышивальщица оценивает свой труд, как кропотливым и упорным, но  зато значимый и любимым занятием.

Несмотря на свой возраст,  она  была  полна желания вышивать, но  только  стало подводить зрение.

Больше всех из вышитых ковров, Анне Прокофьевне дорог и любим - ковёр «Три богатыря». Вышивая этот ковёр, она представляла в образах богатырей своих троих сыновей: Михаила, Александра и Виктора.

Ковры вышитые руками нашей мастерицы - Боровик Анны Прокофьевны:

Названия: Ковер «Олени на поляне», Ковер «Три богатыря», Ковёр « На вечеринке», Ковер «Олени на болоте», Ковер «Девушка с кувшином», Салфетка «Птицы на цветах», Ковер-накидка «Лебеди на пруду», Салфетка «Птицы на ветках винограда», Портрет  «Девушка  с корзиной цветами», Рушник, Портрет «Букет», Наволочки, Портрет "Свидание", Ришелье «Занавеска на окно»
Ришелье «Занавеска на  дверь»

Поленок  Екатерина Григорьевна

Поленок  Екатерина Григорьевна фото

Поленок Екатерина  Григорьевна 1949 года рождения, родилась в селе Перелазы. Это всегда веселая, гостеприимная и жизнерадостная женщина.  У неё пять детей. Работала в колхозе «Имени Ленина».  В настоящее время живет одна. Все дети живут в пределах Брянской области. Несмотря ни  никакие трудности, они  вместе со своим мужем Андреем Ефимовичем сумели всем детям дать образование.  Старшая дочь Валентина работает директором школы в Любовшо,  Лена и Тамара закончили Брянский медицинский колледж, Андрей после академии работает  при областной администрации, младший сын Ваня связал  свою жизнь с плотницким делом.  В настоящее время Екатерина Григорьевна живёт одна, но дети её не забывают, часто навещают, любят и в любую минуту  всегда готовы помочь. 

Екатерину Григорьевну ремесло вышивка привлекало с самого детства. Уроки вышивания она получала от своих бабушек, матери, соседок, подруг. Вышивала в основном крестиком. Постигнув такую премудрость, она начала вышивать рушники, скатерти, наволочки, портреты и ковры.  В любом рисунке мастерица добивалась необыкновенной  выразительности  и настоящего совершенства. Взяв в руки иглу с ниткой, она превращалась в художника и творила красоту, которой готова одарить весь дом и окружающих. А в зависимости от назначения, размеров, формы, материалов и покроя стали проявляться характер и техника вышивки. В качестве ниток она использовала всё: мулине, распускала  трикотажные вещи, махровые полотенца, платки яркой расцветки.

Многие из вышитых ковров, Екатерина Григорьевна подарила на память своим дочерям. Её дом  украшают вышитые мастерицей: ковры,  рушники, скатерти, наволочки, простыни, портреты. До сих пор Екатерина Григорьевна не покидает своё любимое занятие. 

А это  труд вышивок, которые предоставила мне наша мастерица - Екатерина Григорьевна:

Названия: Ковёр «Девушка с оленем», Ковёр «Венок», Ковёр «Голуби», Ковёр «Девушка у озера», Ковер «Лунной ночью», Ковёр «Девушка у водопада», Портрет «У речки»

Руденок Пелагея Прокофьевна 

Руденок Пелагея Прокофьевна родилась в 1930 году  село Перелазы. В 2020  году отметила свой 90-летний юбилей. У Пелагеи Прокофьевны большая, дружная семья: три дочки и два сына. От отца и матери ей передался хороший голос, талант к рисованию. 16 лет участвовала в художественной самодеятельности. По характеру Пелагея Прокофьевна  добрая, отзывчивая женщина.  А ещё она удивительная рукодельница. И ковры ткала на кроснах, и кружева плела, и подзоры, наволочки, скатерти с рушниками вышивала. 

Одну из нескольких комнат очень уютного дома П.П. Руденок украшает и большой ковёр, вышитый ею крестиком: на бордовом фоне «расцвели» пышным цветом словно живые розы, которые она сама и рисовала на ткани.

Уже после 80-ти Пелагея Прокофьевна  освоила вышивку картин бисером. Их у неё было бы больше сотни, но много раздарила.

На одной из таких работ – родной всем нам пейзаж: белоствольная берёзка  над красавицей речкой,

На другой – почти райский сад: у сказочно красивого  дома яблоньки в розово-белом цвету  и под ними безмятежно играющие с наливными яблочками дети.

В 2019 году Пелагеей Прокофьевной был освоен и новый вид творчества: выкладывание картин мозаикой.   Выполненные в этой технике по-иному засияли иконы Николая Чудотворца и  икона Божьей Матери.

Интересно, когда-то в молодости эта с тонким вкусом  женщина, создавая домашний уют, красиво разрисовала внутри новую пятистенку.

Во все времена Пелагея Прокофьевна  ценила уют и комфорт в доме, создавала своими руками и украшала его различными вышивками.

Названия: Портрет  "Розы", Портрет "Тихое утро", Букет пионов,  Портрет "Букет сирени",  Портрет  "Гвоздики", Портрет "Распустившиеся тюльпаны", Портрет "Ландыши в вазе", Портрет  "Красные маки", Ковёр "Лебеди на болоте" (вышивка), Портрет "Девушка с цветами" (вышивка),  Портрет "Ангелочек с цветком ", Портрет "Дама и козлёнок"  (вышивка), Портрет "Аромат сирени", Портрет "Павлин на цветах", Портрет "Птица на ветке розы" (вышивка), Портрет "Птицы на винограде", Портрет "Ваза с цветами", Портрет "Цветы в корзине", Портрет "Девушка с оленем"(вышивка), Накидка для кресла  (вышивка)      

Портрет "Цветы в графине" оказался для всех на удивление необычным. На портрете мастерица вышила слова: "А вам слабо - 92".  Пелагея  Прокофьевна вышила его  к своему дню рождения 92 -летию.  Да, не каждый человек  может в  таком возрасте, воплощать свой такой нелёгкий труд и талант в  такую красоту,  такие  красивые шедевры. Да, но это действительно так. И такому человеку можно позавидовать только с хорошей стороны.

Ткачество

Этот своеобразный промысел издавна известный в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Женщины долгие часы проводили за ткацким станком (кроснами), чтобы обеспечить семью одеждой, а дом – разными предметами обихода. Сейчас это ремесло уходит всё дальше и дальше.

Характерно оно было и для села Перелазы. Сначала оно возникло, как холстовое ткачество. В 20-е годы широкое распространение получило изготовления рушников, скатертей, дерюг, а так же  и др. предметов домашнего обихода. И во многих современных домах можно увидеть самотканый ковёр, покрывало, дорожки, скатерти, рушники. В послевоенные годы этот промысел помогал выжить многим семьям.

Старожилы села Перелазы помнят: Сысоеву Пелагею Фёдоровну (Хромка) 1915 г.р., Новикову Елену Васильевну (Кабанцова) 1927 г.р., Сысоеву Софию Павловну (из Слободского  округа),  Чуеву  Прасковью Леоновну (Ревулькова), Мельникову Агафью Дмитриевну (Тёркина)- (Лапоуховский округ),   Чувичко Ульяну Степановну (Шевцова),   Горло Ульяну Ивановну (Левкова)  - ( Серюховский округ)  , как первых и известных ткачих - мастериц. 

Ковроткачество в с. Перелазы приходится на 1960-1980-е годы. Особенно ткачеством ковров славился Слободской округ. Чтобы установить кросна под этот вид ткачества и сделать для ковров основу длиной в шесть метров, требовалась большая площадь дома. Дом   Сысоевой Пелагеи Фёдоровны, как раз и подходил для установки таких кросен. В этот дом собиралось много слободских  женщин,   где дружно и складно шла работа.  Один ковер от другого отличались различными мотивами узоров.

Сысоева Пелагея Федоровна и Новикова Елена Васильевна своё мастерство и талант передавали другим ткачихам села.  Со временем, кросна стали устанавливать почти в каждом доме.

В  60-е годы в селе Перелазы всё больше появляется самотканых ковровых изделий. Своё рукоделие продавали, дарили знакомым и родственникам по всей округе.

Но до сих пор в селе живут мастерицы, которые не мыслят убранства своего дома без ткацких изделий, сделанных своими руками. Одна из них - Сысоева Софья Павловна 1933 года рождения. Вот так она описывает свой труд и труд своих односельчан. Основная одежда, в которой они ходили в детстве, была сшита из льняного полотна. Для ткачества использовали различное сырьё: лён, коноплю, шерсть (овечью), которое в ручную обрабатывалось в каждом крестьянском доме. Процесс ткачества был почти ритуалом, растянутым во времени. Прежде, чем получали ткань, эти растения проходили сложный процесс обработки, начиная с посева и уборки, и заканчивая длительным процессом получения из растения волокна. После обмолота лен и коноплю стлали и мочили, затем просушивали и подвергали механической обработке, т. е. мяли, трепали и чесали. Лен мяли, чтобы изломать древесину стебля и отколоть кострику от волокна. Для дальнейшего отряхивания, т. е. освобождения волокна от кострики и от мелких грубых частиц, лен трепали. Окончательная очистка волокна и выравнивание отдельных волокон в одном направлении производилось с помощью чесания. Для этого служил специальный инструмент — чесало. Волокна лучшего качества назывались куделью, а очески, остающиеся на чесале, — верховиной.  Осенью, когда полевые работы приостанавливались, кудель пряли и ткали до самой весны.  Сначала свивали нити на ручных прялках, на домашних деревянных станках, которые имелись в каждой семье, а затем начинали неторопливо, терпеливо ткать.

Работа на ткацком стане проходила следующим образом: ткачиха садилась на скамеечку перед первым «навоем», нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой «нит» шёл вниз, увлекая за собой один из двух рядов «нитей основы». В образовавшийся «зев» прокидывался «челнок с уточной нитью». Затем женщина нажимала вторую подножку, происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся «зев» пропускался челнок, а затем нити прибивались «бердом».

Изготовленную ткань кипятили в русских печах в больших чугунах со щёлоком из золы. Полоскали в проруби, затем расстилали по снежному насту, оставляя на ночь холсты, чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно. Ткачихи часто окрашивали ткани в разные цвета. Для окраски использовали природные материалы: листья, кору, камни, а позже и красители.

Из тканого полотна шили сарафаны, юбки-понёвы, зипуны-передники, рубахи с узорными отделками по подолу, рукавам и вороту. Позже стали применять и крашеные нитки.

В настоящее время Софья Павловна живёт в своём доме вместе с дочерью Натальей Ивановной. А это одни из ковров, вытканные мастерицей   Софией Павловной:

Чуева Прасковья Леоновна 1928 года рождения.  В жизни ей пришлось испытать и перенести многие трудности. Она рано потеряла родителей, росла и воспитывалась в семье   старшей сестры Ульяны Леоновны. Поэтому ей, как никому, пришлось с раннего детства осваивать ремёсла (вышивание, ткачество).  С самых  ранних лет, она уже вышивала и ткала.  Но, интерес её больше был проявлен к ковроткачеству. Уже, будучи замужем, в её доме были установлены кросна, приспособленные под ковроткачество, куда собирались, также   женщины из всей округи  (Лапоуховки), где дело также  хором  спорились. Они набирали основу под ковры, а  затем ткали.

П.Л. Чуева не только ткала ковры, она сама обрабатывала,  пряла шерсть, готовила красители. Колорит её изделий был ярким, построенным на сочетании чистых цветов: красного, синего, желтого, фиолетового, зеленого, белого и черного. Своими изделиями она украшала своё жилище. Узорными коврами и половиками  были покрыты буквально всё: столы, лавки, сундуки, завешивали стены, устилали полы. И в   каждом     сотканном ковре, каждой сотканной вещи - отражался  её  талант, духовный мир  и представления о прекрасном.

Три года назад, как Прасковьи Леоновны не стало. Но её ковровые изделия живут по сегодняшний день. Интервью было взято у дочери Валентины Михайловны Лапоух, проживающей в её же доме.  По настоящее время ковровые изделия ткачихи используют в домашнем обиходе.

Сейчас ткачество, можно сказать, ушло в прошлое.  Ни в одном доме нет действующего станка, чтобы на нём работали и сейчас.  Почти во всех мастериц ткацкие станки лежат на чердаках и ждут, что может, придут времена, когда они понадобятся, чтобы воплотить навеки  в памяти всех поколений труд своих предков.  Ведь в 80-е годы замолчали последние станки (кросна). 

Кузнечное дело

Профессия кузнеца очень древняя, она связана с обработкой металлов.  Сейчас нас окружают различные механизмы: электрические станки, сварочные аппараты, удобные электрические дрели, пилы и т.д. А работа в кузнице очень трудоёмкая, там  пыльно и жарко, нужно приложить много сил и умения,  чтобы сделать какую-нибудь нужную вещь.  

В то время,  жизнь в селе  без кузнеца была - просто не возможна. При исследовании о кузнечном деле села Перелазы,  от старожилов села мне удалось узнать  имена известных умельцев кузнечного дела:  Капусто Григорий Ефимович (Гришка Кузнецов), Струговец  Иван Фролович (Козлов), Капошко Иван Петрович (Иванища).   Первая кузница в селе Перелазы  находилась между края улицы Ефимоновка и МТФ № 2. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Технология одна: нагревали металл до больших температур (красного цвета) и придавать ему нужную форму.

Талантливые и умелые перелазские  кузнецы снабжали землепашцев плугами, распашками, драпачами, серпами, косами, тяпками.  Делали мастеровые кузнецы и многие другие орудия труда и бытовые вещи — ножи, иглы, долота, шилья, скобы, замки, ключи.

Жестяницкое ремесло.

Ранее работники этой сферы назывались кузнецами. Это не самая престижная, но всегда востребованная специальность для мужчин, особенно в сельской местности. Мастерами создавались различные предметы быта из жести, ею отделывались дома.

Струговец  Иван  Фролович 1907 года рождения, прославился  и запомнился жителям с. Перелазы -  как жестянщик. Этому ремеслу его никто не обучал - самоучка.  Иван Фролович был известен по жестяному ремеслу не только в своём селе, но  и во всей округе , так как его работа была всегда востребована и качественна.  Иван Фролович, имея навыки жестянщика, некоторое время работал кузнецом в колхозе "Имени Ленина", затем в деревне Кашковка, районный Доме  Советов. Неоднократно участвовал в соревнованиях и даже  выходил в  победители.

В то время, ни один дом в селе  не смог обходиться без "грубки-буржуйка", сделанной  руками Ивана Фроловича. Грубки использовали для отопления дома, нагрева воды, для варки корма  для животных и зачастую использовали для домашнего  самогоноварения. Устройство было простое: на трубоотводное  отверстие  грубки надевали трубу, состоящую из несколько колен и направляли  в дымоход русской печки. По настоящее время, во многих домах можно увидеть работу мастера - "грубку - буржуйку".

В своё время, Иван Фролович занимался ещё и  кровлей крыш. По настоящее время, у многих жителей села крыши домов покрыты железом, которые делал Иван Фролович. Выполнял он и многие сварочные работы.

Вот таким мастером-жестянщиком запомнился жителям села Перелазы - Струговец Иван Фролович.

Деревообработка. 

Издревле люди стремились иметь надежное, добротное жилье. Прослеживается стремление человека украсить свое жилище, придать ему неповторимый, запоминающийся вид.

Я не смогла, не обратить внимание на традиции деревянной резьбы и в нашем селе Перелазы. В 70-80 гг. стали строиться дома, украшенные затейливой резьбой и другими декоративными элементами. Отделка фронтонов стала напоминать деревянное кружево, обрамляющее дом. Наличники, ставни, подзоры, карнизы пропиливались насквозь. Работа резчиков ценилась очень дорого. А мастером, в то время по деревянной резьбе в селе  славился Чуев Михаил Степанович (Шахтёр) 1915 г.р., к тому же он был ещё и хорошим плотником.

Художественная роспись домов,  это особое наивное искусство. В настоящее время это редкость, чтобы увидеть  дом с  росписью.  Оказывается,  есть и такие чудо-дома и в нашем с. Перелазы, как из сказки.  Дом с росписью стены «Голубое озеро с лебедями» находится по улице Зеленой.

Поленок Мария Николаевна фото

А расписала его хозяйка дома - Поленок Мария Николаевна 1950 г.р. У Марии Николаевны с детства был проявлен интерес к рисованию. Её способности, талант был проявлен в школе, на  работе и всегда отмечался  односельчанами.  Работая заведующей на свиноводческом комплексе, она также красиво  расписала здание, где находился её рабочий кабинет.

А ещё,   Мария Николаевна обладает и другими способностями народно-прикладного искусства. Это жизнерадостная,  прекрасная русская женщина - рукодельница по вышиванию, хорошо играет на гармошке, гитаре и поет.

Талант по художественному ремеслу у  Марии Николаевны унаследовали её  дети  и внуки. Рисуют без исключения все.

Роспись на воротах, заборе, скамейке и калитке  выполнил внук Марии Николаевны - Чижевский Александр Владимирович 1996 г.р.

И  всё это образует особый стиль - дивное творение наших перелазских  мастеров- художников.

Из дерева изготавливали домашнюю утварь и мебель.

Чигринский Николай Иванович фото

Из рассказов старожилов села  я узнала полезную информацию о ремесле, которым занимается житель нашего села Перелазы Чигринский Николай Иванович 1950 г.р. Он изготавливает  из дерева резную деревянную  мебель,   различные ларцы и шкатулки.   С большим желанием я  посетила дом Николая Ивановича и  это оказалась не напрасно. Поначалу, мой собеседник показал мне все свои резные деревянные шедевры. Из рассказа Николая Ивановича я также  узнала, что у него с детства  проявлялось  желание мастерить что-то из дерева. Свой дом, он практически обустроил мебелью и кухонной принадлежностью сам: кухонные столы и табуреты, хлебницы, канапы, сундуки, лавки, самодельные столы, наличники. А затем решил попробовать делать резные шкатулки и ларцы. И всё у него получилось.

Названия: Шкатулка, Хлебница, Канапа, Канапа, кухонный стол, табуретка, Гардины, Наличники.

По настоящее время Николай Иванович занимается ремеслом по изготовлению домашней мебели. Это его радует и предоставляет большое удовольствие.

Плотницкий промысел

 Издревле плотницкое дело было практически повсеместным занятием.

 В моем селе Перелазы жили и работали плотники-профессионалы, всю жизнь посвятившие работе с деревом. Дома до сих пор украшает работа настоящих перелазских мастеров – плотников: Чуева Михаила Степановича, Бондаренко Пётра, Поленок Василия, Чуева Ивана Михайловича, Поленок Кузьмы Никитовича, Лапоух Ивана Степановича, Горбачёва Николая Семёновича, Поленок Алексея Николаевича, Будника Петра Артёмовича и др.  И делали всё это они для своих односельчан, как говорят они - на совесть, удивляя их своим большим трудолюбием. Секреты плотницкого дела были переданы  им всем в наследство от отцов и дедов.

Несложную плотницкую работу для себя мог выполнить каждый житель. А вот для более сложной: изготовить косяки или рамы, поставить дом – приходилось нанимать мастеров. Такой вид промысла требовал объединения нескольких плотников в артель (бригады). В селе Перелазы было несколько плотницких бригад. Артель выбирала старшего – наиболее опытного в мастерстве и в житейских делах мужика. В артели каждый плотник занимался своим делом: один - рубкой углов, другой обтесывал бревна, третий был занят посадкой окна, четвертый - обшивкой потолка. Рубкой и скоблением бревен занимались все. Рабочий день начинался с 4 часов утра и продолжался иной раз по тринадцать часов в сутки - под жгучим солнцем и среди пыли лета или под дождем и ветром осени. Бригада из 4 плотников могла поставить за сезон 3-4 дома.

Также они умели делать и различные предметы быта: ткацкий станок, телегу, тачку, мебель, бороны, грабли и многое другое.

Славились мастера своим плотницким ремеслом не только в своём селе Перелазы, но и   во всей округе Красногорского района. Про таких, как они говорили : «Перелазские мастера - плотники от бога».

ВАЛЯНИЕ ВАЛЕНОК

валенки фото

Какое хорошее, простое, какое русское слово – валенки! При их упоминании сразу возникает множество ассоциаций – трескучий мороз, заснеженная русская деревенька, каких по стране тысячи.

Промысел валяние валенок был не исключением и  для села Перелазы. Из слов сторожил, что  этим ремеслом занимались в селе в послевоенные годы  мастера:  Горло Николай Дмитриевич (Юрочков) 1918 г.р., Ласый Михаил Яковлевич 1930г.р., Горло Василий Иванович. Особенно,  этим промыслом и мастерами  славился пос. Сеятель, что в 2-х км. от с. Перелазы: Чуев Митрофан,  Деньгуб Иван Сергеевич, Деньгуб Павел Сергеевич, Чуев Владимир, Ушаков Михаил Васильевич, Струговец Михаил Иванович, Мельников Иван Фёдорович.   

Ручной труд катальщика очень тяжел и вреден, т.к. работать приходилось в парной сырости (около 12 часов). Работали  они не только со своим сырьём, но и на заказ с сырьем заказчика.  Все  ремесленники села  в основном держали своих овец. Для  изготовления валенок использовали только полугрубую шерсть, которую получают при осенней и весенней стрижке овец. Прежде всего, овечью шерсть очищали, разбивали до тех пор, пока она не станет мягкой, сваливали вручную и на специальных приспособлениях, выдерживали в кипятке и соляном растворе, надевали на треугольную форму, обколачивали и только после всего этого сбивали войлок на колодке до нужного размера. Валяльный промысел  во все времена был доходным делом. Валяльщики делали валенки не только под заказ, но также  продавали на базарах и в других селениях.

Вот уже в течение 25 последних лет оборвалась тоненькая нить перелазского промысла, как валяние валенок. И последний, кто держал копылы (приспособление для изготовления валенок) - Ласый Михаил Яковлевич.

 К сожалению,  в настоящее время мастеров уже нет, но традиционная русская обувь прошла испытание временем и выжила, несмотря на то, что у многих возникало ощущение конца ее жизненного цикла. Валенки нынче - вещь всемирно популярная. В настоящее время интерес к валенкам вновь возрастает. Все чаще можно видеть эту обувь на детях,  молодежи. Заметно меняется и внешний вид валенок – появляется различные украшения, вышивка, многоцветность. Сейчас валенки пользуются большим спросом.

Лозоплетение 

Один из промыслов, который относят к формам семейного производства - лозоплетение. Это ремесло живо ещё по сегодняшний день в нашем селе Перелазы. Особенно, этот вид промысла получил своё развитие в послевоенное время. Рыбаки изготавливали верши, нересты, мережи и другие орудия лова (Горло Иван Митрофанович - Митьков).  Колхозники занимались плетением из ивовых прутьев заборов, лаптей, корзин,  кошей и подстильников  (для телег).

Горбачёв Михаил Дмитриевич фото

Корзиноплетение занимает большое место в хозяйственном и домашнем обиходе. Местное население не мыслит сбор урожая без изделий Горбачёва Михаила Дмитриевича, Чижевского Николая Ивановича, Горбачёва Александра Алексеевича. Это все те, кто до сих пор не утратили навыки лозоплетения.

С какой душевностью говорит о своей работе Михаил Дмитриевич 1930г.р:

«Для меня лозоплетение - это не работа, а отдушина в моей тяжёлой жизни, особенно , когда в доме остался один. Ведь сначала надо заготовить материал. А это путь за лозой, и не замечаешь, как проходит день. А выбирать прутья - это тоже целая наука. Лоза должна быть определённого цвета, гибкости. Если заготавливают впрок, их сначала обрабатывают при определённой температуре. И в длинные, зимние вечера, для меня будущая корзина как человек, только что не говорит. Только ведь, как эта работа и  успокаивает. Да и если расширить ассортимент изделий - это не плохой доход был бы. А то говорят: "Нет работы, нет работы". А она рядом вокруг села растёт».

Его изделия как подарок родственникам, отправлялись на Украину, в Белоруссию, на Камчатку и в разные уголки бывшего Советского Союза.  Наделял корзинками Михаил Дмитриевич и своих односельчан.   

Портной

Портной — одна из древнейших ремесленных  профессий. Люди быстро поняли, что одежда может подчеркнуть их красоту и индивидуальность.

Поленок Иван Никитович фото1

К числу таких ремесленных  мастеров  относится и  житель нашего села - Иван Никитович Поленок.  По уличному, его называли "Кабчик". Это прозвище он унаследовал от своих далёких предков. Родился и вырос  Иван Никитович с. Перелазы. Известен всем,  как талантливый  данный от  Бога портной.

Портной жил с  женой, детей не было. Но зато,  к чужим  детям всегда проявлял интерес и относился с любовью. И это свидетельствует ещё тому, что Иван Никитович занимался крещением детей, освещал на дому Пасху, жилища,   а также проводил все праздничные православные обряды.

Поленок Иван Никитович
(1903 - 1979)

Иван Никитович сам выкраивал и  шил любую одежду: полушубки, пальто, костюмы, брюки, фуфайки, телогрейки и др. И всю эту одежду  шил портной - самоучка. К нему с заказами приходили не только односельчане, но и жители ближайших сёл.

Поленок Иван Никитович фото2

Шил одежду портной на швейной немецкой машинке "Зингер", которая была самым дорогим предметом в домах российских семей.  Ему,  как известному  мастеру швейного дела, машинку помогли достать люди высшего круга.     

Пригодилась ремесленная профессия  Ивана Никитовича и в годы  Великой Отечественной войны. На войне, он также шил полушубки для военачальников.

 По отношению к людям он был всегда безотказным, радушным человеком. За что его ценили и уважали  все  люди села. С большим желанием и воодушевлением  сторожили села, вспоминали и рассказывали об этом удивительном человеке.   Все его помнят как культурного, интеллигентного, статного и достойного уважения  человека.

Шитьё для Ивана Никитовича - это дело, которому он посвятил всю свою жизнь, принося людям добро и радость.


                                                         

Заключение

Изучая и исследуя традиционные промыслы и ремёсла моего края, я удивляюсь и радуюсь тому, что на земле моей, малой родине Перелазы, есть такие мастера - умельцы, которые могут служить примером для молодого поколения. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие изделия как самотканые ковры и дорожки, вышитые скатерти, картины и иконы из бисера, корзины из лозы, созданные уже современными народными мастерами, снова войдут в нашу повседневную жизнь и станут её необходимым атрибутом.

Мне приятно было узнать в знакомых людях творцов, увидеть дивные работы мастеров, воспевших красоту родного края.

Я ими очень горжусь! И ещё с большей любовью отношусь к своим землякам и своей малой родине.

Моя исследовательская работа имеет практическую значимость, оказывает неоценимую помощь  в обогащении нас знаниями  о родных местах. Материал можно использовать при проведении уроков краеведения, классных часов, подготовке школьных сайтов, изучении истории и литературы, написании творческих работ.

 

Используемая литература и материалы:

  1. 1. И.Ф. Поленок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»-  Краснодар.:   Периодика Кубани, 2010. – 160. с.: ил.
  2. 2. Кизимова С.П.  Вечно живое искусство народных умельцев. – Белые Берега:  Издательство «Белобережье»,  2006  . – 300 с.
  3. 3. Народным традициям  жить и крепнуть.: Составители – МБУК «Красногорская МЦРБ», 2017. 
  4. 4. История села Перелазы. 1530 – 1970 годы.  Повесть написана из исторических данных Летописи Свято – Василевской церкви с.Перелазы отца Саввы  1858 года и 1825 года. Летопись была изъята  из церковных архивов.
  5. 5. Папки с материалом:  «Перелазы за далью веков прошлого и настоящего» . «Люди нашего  села», «Край мой отчий Красногорский ».