Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Красногорская  межпоселенческая центральная районная библиотека»

КРАСНОГОРСКАЯ
БИБЛИОТЕКА

Народные песни позволяют нам приблизиться к народной истории, культуре, традициям.

Народные песни, как правило, не имеют авторства и появились в историческом процессе развития культуры народа. К народным песням можно отнести былины, баллады, патриотические песни, исторические песни, повествующие о происходящих событиях, лирические песни, рассказывающие о тяжелой женской доле.…

Вот одна из таких песен.

На праздник «Сороки» пели традиционные веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, приманивающие весну. К веснянкам относятся «заклички весны», для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона.

Кирченко Анна Лукьяновна, читательница Верхличской библиотеки исполняет одну из таких песен: веснянку-закличку.


Обрядовые песни — отражение самой души нашего народа.

Опубликовано: 14 июня 2021

Верхличи (устаревшее Версличи) – село Красногорского района Брянской области, Любовшанского сельского поселения, в 13 км к юго-востоку от Красной Горы. Упоминается с начала XVIII века как деревня, владение Киево-Печерской лавры, в составе Попогорской волости (на территории Новоместской сотни Стародубского полка); казачьего населения не имело. С 1782 по 1921 в Суражском уезде (с 1861 в составе Поповогорской волости); в 1921-1929 в Клинцовском уезде (та же волость, с 1922 - Красногорская). Приход церкви Рождества Христова с 1864 до 1928 (деревянная, сгорела). С 1919 по 2005 - центр Верхличского сельсовета. В середине ХХ века - колхоз "Непобедимый". СХПК "Северный" и "Южный". Максимальное число жителей 3000 человек (1926).

http://www.puteshestvie32.ru/content/s-verhlichi

Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Они облекают в слова, которые могут достучаться до природы и до высших сил, просьбы каждого человека, семьи, рода.

С приходом христианства многие песни перешли на христианские праздники, как в случае, когда праздник «Вождение стрелы» перешел на праздник Вознесения Господня.

Сейчас уже и не вспомнит никто, что в селе Верхличи, так же, как в селах Увелье и Яловка Красногорского района Брянской области , проходил праздник Вознесения Господня (Ушестье). Женщины собирались в центре села (по воспоминаниям бывшей жительницы) и долго пели песни. Затем выстраивались в форме стрелы, вешали платок на левую руку и куда-то ходили.

Истинной находкой в наши дни стала обрядовая песня в исполнении жительницы села Верхличи Кирченко Евгении Александровны. Материал предоставлен библиотекарем Верхличской библиотеки Кирченко Светланой Михайловной.


Особенности поэтики народных песен Брянщины

Опубликовано: 14 июня 2024

Песни Брянской области обладают уникальными особенностями, обусловленными, во-первых, системой символов и образов, во-вторых, использованием разнообразных средств выразительности, в-третьих, влиянием белорусского и украинского языков. Это влияние сказывается на всех уровнях языка и заметно отличает песни Брянской области от песенного творчества других регионов России.

Особенности поэтики народных песен Брянщины обусловлены тем, что наш край граничит с Украиной и Белоруссией: в течение веков Брянщина принадлежала к разным государствам, что наложило отпечаток на развитие песенной культуры. «Немаловажную роль в становлении народной традиции сыграли переселения в 17 веке старообрядцев в западные районы области, народных музыкантов-скоморохов, нашедших своё пристанище в нынешнем Брянском районе». В результате взаимодействия русского, белорусского и украинского языков родился новый, оригинальный стиль, основанный на сочетании элементов фольклора братских славянских народов. Этот стиль нашёл отражение и в фонетике, и в морфологии, и в лексике.

https://pandia.ru/text/77/515/12142.php