Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Красногорская  межпоселенческая центральная районная библиотека»

КРАСНОГОРСКАЯ
БИБЛИОТЕКА

Местное самоуправление имеет глубокие корни в российском обществе.

Оно не всегда было  конституировано, не носило абсолютного характера, — ограничивалось централизмом монархической власти, но его роль в управлении обществом, влияние на судьбу народа несомненны.

В период складывания древнерусского государства территория делилась на части, именуемые «землями» и «волостями», которые имели значительный — масштаб самоуправления.

С ХVI - ХVII в.в. начали возникать новые формы народовластия. Среди них особенное значение для российского общества имела крестьянская община. В структуру местного самоуправления крестьянских общин входил сельских сход, сельский староста. Крестьянская община в сфере своих полномочий решала следующие вопросы:

  • выборы должностных лиц, и назначение выборных на волостной сход;
  • дела, касающиеся общинного пользования мирской землей, в том числе их передел или окончательный раздел;
  • раскладка и определение порядка учета всех лежащих на крестьянах, казенных податей местных сборов и повинностей;
  • разрешение семейных разделов и многое другое.

В 1918 году возникают Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, преобразованные в 1936 году в Советы депутатов трудящихся.

Низовым звеном системы Советов являлись сельские и поселковые Советы - органы государственной власти на территории административно - территориальных единиц, которые руководили культурно - политическим и хозяйственным строительством, устанавливали местный бюджет, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан.

Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись - исполкомы, избираемые из числа депутатов Советов, которые были подотчетны избравшим их Советом, а также исполкомам вышестоящих Советов.

Такая система просуществовала до 1993 г. После этого исполнительной властью стала являться администрация, чуть позднее на местах в качестве законодательных органов возникают районные Советы.

Страницы развития местного самоуправления Красногорского района

История развития органов местного самоуправления Красногорского района неразрывно связана с историей развития и становления Брянского края.

В конце ХIХ начале ХХ веков Красная Гора (прежнее название селение Попова Гора) принадлежала Поповогорской волости Суражского Черниговской губернии. /Он (уезд) оформился в 1803 году. /

Поповогорская волость отличалась тем, что помещиков в селениях не было. Как следует из статьи  Святогора С.И. «Село казенное. Поселок на Беседи», жители Поповогорской волости являлись государственными (а не помещичьими) крестьянами. Органами самоуправления являлась – община.

Крестьянская община сама решала многие вопросы экономического и нравственного значения. Но не менее важную роль играли сельский староста и волостной старшина.

Сельским старостой был Иосиф Хандожка, а волостным старшиной Поповогорской волости - Семен Решетников. Здание волостного правления располагалось в центре села напротив церкви.

Вначале XIX в. Мирской сельский сход был главным органом местного самоуправления. Это было собрание глав крестьянских хозяйств.

Конечно, демократизм крестьянских общин не следует преувеличивать.

Сохранялась зависимость крестьянского общества от помещиков и от государства.

Статья 19 Манифеста от 19.02.1861 г. гласила: «Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим губернским и уездным правлениям».

На протяжении полувека (1864-1917г.г.) в дореволюционной России действовала Земская система самоуправления.

В начале XX века деятельность земских учреждений распространялась на 34 губернии Европейской части России.

В систему земских учреждений входили:

  • избирательные съезды (проходил 1 раз в 3 года)
  • губернские и уездные собрания – распорядительные органы;
  • губернские и уездные земские управы - исполнительные органы;

Слабой стороной этой формы самоуправления являлось то, что земство не имело своих структур ни на низших уровнях (волость, селение), ни на высшем, общероссийского масштаба.

На уровне волости и селения функции, аналогичные земским, исполняли сельские общины, крестьянский мир.

В связи с происшедшей революцией 1917 г. и в связи с особенностью своеобразного политического развития России, органы местного самоуправления значительно трансформировались.

 В 1918 году возникают Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, преобразованные в 1936 году в Советы депутатов трудящихся.

Низовым звеном системы Советов являлись сельские и поселковые Советы - органы государственной власти на территории административно - территориальных единиц, которые руководили культурно - политическим и хозяйственным строительством, устанавливали местный бюджет, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан.

Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись - исполкомы, избираемые из числа депутатов Советов, которые были подотчетны избравшим их Советом, а также исполкомам вышестоящих Советов.

Такая система просуществовала до 1993 г. После этого исполнительной властью стала являться администрация, чуть позднее на местах в качестве законодательных органов возникают районные Советы.

Ещё большими полномочиями располагал земский начальник. Его любое решение считалось окончательным и обжалованию не подлежало.

Земским начальником 5-го участка Суражского уезда был Евгений Николаевич Стош. Он также был гласным уездного земского собрания, где его мнение также учитывалось.

Земская система самоуправления просуществовала до 1917 года.

Представительными органами в 1917-1922 гг. были временные чрезвычайные органы советской власти ревкомы (революционные комитеты). Они сосредоточили в своих руках всю полноту гражданской и военной власти.

В Суражском уезде (Суражский уезд входил в состав Черниговской губернии, в которую входило 15 волостей / где значились Поповогорская, Заборская, Лотаковская и др./) В январе 1918 года установилась советская власть, образовался ревком, но вскоре распался. Временно исполняющий комитет возглавил Тит Михайлович Коржиков.

13 июня 1918 года на заседании Суражского уездного исполкома рассматривался вопрос «Об образовании Советов на местах». Уездный исполком рассмотрел также вопрос об образовании (комитетов бедноты) комбедов.

В борьбе за власть между комбедами и местными Советами возникали конфликты. На такой почве погиб (председатель волостного комитета бедноты) волкомбеда Поповогорской волости - Удовенко А.Ф.

В ноябре 1918 года по решению VI Всероссийского чрезвычайного съезда Советов комитеты бедноты были отменены. Они слились с Советами.

Советы депутатов трудящихся - это выборные представительные органы власти. Возникли в ходе Революции 1905-07 как органы руководства стачечной борьбой. В 1917 образованы Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов в сельской местности (объединились в единую систему в январе1918). Депутаты Советов избирались прямым тайным голосованием. Конституцией СССР 1936 установлена единая система трудящихся (в 1977-1991 называлась Советами народных депутатов).

Советы народных депутатов перестали действовать с принятием Конституции 1993 года

В Поповогорской волости председателем волостною Совета был избран солдат-фронтовик Павел Вернигор, уроженец Поповой Горы. (В Сураже в уезде - Коржиков Т.М. и Ковалев П.К. члены Черниговского губернского исполкома.)

Съезд Советов - местные и центральные органы власти РСФСР и СССР в 1917-1936. Делегаты съездов избирались открытым голосованием лицами, имевшими гражданские права, путем многостепенных выборов.

Рассматривали    и       решали      вопросы государственного и хозяйственного строительства, обороны внешней политики, конституционные вопросы. Система съездов включала районные, областные, краевые, республиканские а также Всесоюзный (Всероссийский) съезд Советов, являвшийся высшим органом государственной власти в стране.

Конституция 1936 получила название «Конституция победившего социализма». В ней провозглашалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства; декларировалось всеобщее равное прямое избирательное право. Конституция         устанавливала     порядок формирования высших органов государственной власти страны. Всесоюзный съезд советов упразднялся и вводился Верховный Совет.

1- Секретарем Красногорского РК ВКП (б) с октября 1937г. по апрель 1938г. работал Мальцев Пантелеймон Иванович. Председателем районного исполнительного комитета Т. Минин.

Оргбюро ЦК ВКП(б) Орловской области от 20 июня 1938 года постановляет, утвердить Мироненко Андрея Давыдовича, члена ВКП(6) с 1931 года, первым секретарём Красногорского РК ВКП(б).

С января 1939 года председателем Красногорского райисполкома работает Трубецкой Григорий Иосифович.

23 сентября 1943 года бюро Орловского обкома ВКП(б) утверждает на должность первого секретаря Красногорского райкома ВКП(б) Конопалова Михаила Васильевича, а председателем исполкома районною совета депутатов трудящихся утверждает, Кондратова Тимофея Степановича.

За период 1944 - 1972 год конкретные данные отсутствуют.

Из личного дела Якубович Сергея

Анатольевича (год рождения 1932)

Выписка из решения Красногорского районного Совета депутатов трудящихся от 23.06.1973 года.

Об избрании исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся.

  • избрать председателем исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся         Якубовича Сергея Анатольевича.

Выписка из решения Красногорского районного Совета депутатов трудящихся от 22.12.1981 года.

О председателе исполнительного комитета районного Совета народных депутатов

  1. 1. Освободить т. Якубович Сергея Анатольевича от обязанностей председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов согласно поданному заявлению.
  2. 2. Избрать председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов т. Курашина Владимира Ильича - депутата районного Совета народных депутатов по Дубровскому избирательному округу № 69.

Из личного дела Вязова Владимира Ивановича (год рождения 1950).

Решение Красногорского районного Совета народных депутатов от 19.04.1989 года.

О председателе исполнительного комитета районного Совета народных депутатов.

  1. 1. освободить т. Корнеенко Федора Киреевича, от обязанностей председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов в связи с избранием его первым секретарём Красногорского райкома КПСС, оставив его членом исполкома районного Совета народных депутатов.
  2. 2. избрать председателем исполнительного комитета районного Совета народных депутатов т. Вязова Владимира Ивановича.

Решение Красногорского районного Совета народных депутатов от 23.03.1990года

Об избрании председателя исполнительного комитета районного Совета народных депутатов

  • избрать председателем исполнительного районного Совета народных депутатов т. Вязова Владимира Ивановича.

Из личного дела Котлярова Евгения Ивановича, (год рождения 1939).

Распоряжение администрации Брянской области от 11.11.1993 года № 174-р.

О главе администрации Красногорского района.

  • Назначить Котлярова Евгения Ивановича на должность главы администрации Красногорского района с 11.11.1993 года.

Решение Красногорского районного Совета народных депутатов от 09.07.1991 года.

О председателе исполнительного Совета народных депутатов.

  1. 1. Вязова Владимира Ивановича освободить от должности исполнительного комитета районного Совета народных депутатов в связи с переводом его на работу в Государственный комитет РСФСР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
  2. 2. Избрать председателем исполнительного комитета районного Совета народных депутатов Котлярова Евгения Ивановича.

 Распоряжение администрации Брянской области от 14.09.1996 года № 383-р

Об освобождении Котлярова Евгения Ивановича.

  • Котлярова Евгения Ивановича, главе администрации Красногорского района, освободить от занимаемой должности с 14.09.1996 года по собственному желанию.

Из личного дела Кирченко Ильи Григорьевича.

Распоряжение администрации Брянской области от 16.12.1996 года № 26-р

О Грибанове Борисе Ивановиче, Кириенко Илье Григорьевиче.

  1. 1. Освободить Грибанова Бориса Ивановича от занимаемой должности главы администрации Красногорского района с 16.12.1996 года по собственному желанию.
  2. 2. Назначить Кириенко Илью Григорьевича главой администрации Красногорского района с 16.12.1996 года.

Распоряжение администрации Красногорского района от 21.12.2000 года

  • Кирченко Илью Григорьевича в порядке перевода освободить от обязанностей главы администрации Красногорского района в связи с окончанием срока полномочия и избранием заместителем председателя районного Совета народных депутатов с 21.12.2000 года.

Рожков Петр Михайлович - глава Красногорского района с декабря 2000 года.

За период его работы на посту главы в районе произошли следующие изменения в социально-­культурной сфере:

открыта районная больница, Дом милосердия, Центр по реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, осуществлялись три проекта по линии «ТАСIS» (один из них - приобретение музыкальной аппаратуры для районного Дома культуры). Ни одно социальное и образовательное учреждение не было закрыто.

Начало современного периода

Начало современного периода формирования местного самоуправления в нашей стране, безусловно, следует датировать мартом - апрелем 1990 года, когда произошли на альтернативной основе выборы в местные советы народных депутатов (март) и вступил в силу Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (апрель). В том же марте 1990 года из Конституции СССР было исключено положение о коммунистической партии как ядре системы государственного управления в стране.

Это весьма объемный акт, содержащий нормативное регулирование местного самоуправления, исходя прежде всего из принципа четкого и подробного определения статуса и полномочий местного Совета и местной администрации (представительной и исполнительной ветвей местной власти). Помимо этого, Закон устанавливает экономическую и финансовую основу местного самоуправления, гарантию его прав.

Местное самоуправление, согласно Закону, осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления населения.

Закон о местном самоуправлении 1991 года устанавливал выборность глав местных администраций на муниципальных выборах сроком на пять лет. Однако, после августовских (1991 г) событий по решению Съезда народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 года выборы глав местных администраций были отложены (до 1 декабря 1992 года). Съезд принимает постановление «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», в соответствии с которым 25 ноября 1991 года был издан Указ Президента РСФСР « О порядке назначения глав администрацией». Президент получает право назначения и смещения глав краевых, областных администраций. Вводится порядок назначения и смещения глав местных администраций главой вышестоящей администрации с согласия местного Совета.

По своему, да и фактическому статусу глава местной администрации стал прежде всего представителем государства на территории соответствующего Совета, нежели субъектом местного самоуправления.

Тяжелый удар по формирующей в стране системе местного самоуправления нанесли Указы Президента РФ от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской федерации». Эти документы были изданы после известных событий сентября - октября 1993 года. Они положили начало реформе местного самоуправления, получившей в правовой литературе название «президентской». На деле «президентская реформа» местного самоуправления означала его сворачивание и замена местным управлением, от которого население фактически отстранялось.

Согласно Указу Президента РФ от 26 октября 1993 года все главы местных администраций, независимо от того, были они назначены или избраны, являются «главами местного самоуправления». Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года устанавливалось, что глава местного самоуправления имеет право выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствует на заседаниях представительного органа местного самоуправления и одновременно является главой местной администрации.

Конституция РФ признаёт и гарантирует местное самоуправление, самостоятельное в пределах установленных законом полномочий. Самостоятельность         органов      местного самоуправления обеспечивается тем, что, в соответствии с Конституцией РФ, они не входят в систему органов государственной власти. Кроме общего Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления РФ» 2008 (и полном объёме вступит в силу с 1.1.2006), действует ряд др. федеральных законов: «О финансовых основах местного самоуправления» (1997), «Об основах муниципальной службы в РФ» (1998), «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996) и др.

Местное самоуправление как выражение власти народа - одна из основ конституционного строя РФ. Это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, учитывающая исторические и иные ме­стные традиции.

Закон устанавливает право граждан РФ на осуществление своего права на местное самоуправление в различных муниципальных образованиях:      в городских и сельских поселениях, в муниципальных районах (несколько поселений или поселений и межселенных территорий), в городских округах (городское поселение, не входящее в состав муниципального района), во внутригородских территориях городов федерального значения и др. Граждане осуществляют своё право на самоуправление через местные референдумы, выборы и др. фор­мы прямого волеизъявления (напр., па сельском сходе). Кроме того, граждане создают выборные органы, имеют равный доступ к муниципальной службе.

Закон 2003 года разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления. Так, к полномочиям федеральных органов гос. власти относятся:  определение общих принципов организации местного самоуправления.

Полномочия органов гос. власти субъектов РФ в области местного самоуправления: правовое регулирование организации местного самоуправления в субъектах РФ в соответствии с принципами Закона 2003года.

Закон 2003 года содержит перечень вопросов местного значения для поселений. К их числу относятся: местный бюджет; местные налоги и сборы; имущество, находящееся в муниципальной собственности; организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, содержание и строительство местных дорог общего пользования и др. Отдельно определены вопросы местного значения муниципального района и городского округа.

Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются его границы и состав территории, формы и гарантии участия граждан в решении вопросов местного значения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их ответственность и ответственность должностных лиц и др. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением; он подлежит государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования. В результате регистрации устава муниципальные образования становятся юридическими лицами.

Муниципальные образования вправе иметь свою символику (гербы, эмблемы и т. п.), отражающую исторические, культурные, национальные и иные местные традиции.