Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Красногорская  межпоселенческая центральная районная библиотека»

КРАСНОГОРСКАЯ
БИБЛИОТЕКА

Краеведение

Межгосударственное сотрудничество

УЧИТЕЛЬ ПЕДАГОГОВ

19 февраля (3 марта по новому стилю) 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского - одного из основателей российской педагогики.

Символично, что дата 200-летия великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871) совпадает с объявленным в нашей стране Годом педагога и наставника.

Труды Константина Ушинского, посвященные воспитанию и обучению человека, а также формированию его нравственных убеждений как личности, оказали фундаментальное влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли в России и мире.

Литературная деятельность великого русского педагога К.Д. Ушинского — одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературных статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.

Родился Константин Ушинский в Туле. Детские годы прошли в небольшом уездном городке Новгороде-Северском, куда его отца, отставного офицера, направили на должность окружного судьи. Мальчику исполнилось 11 лет, когда умерла его мама. Отец постоянно пропадал на службе, а потому Константин вольно распоряжался своим временем. Благо, в их бедной, но дворянской семье имелась достаточно богатая библиотека. Она-то и стала главным увлечением и даже страстью будущего реформатора отечественной педагогики.

Вскоре юноша поступил в Московский университет на юридический факультет, который окончил с отличием. К тому же, в 22 года защитил диссертацию и стал кандидатом юридических наук. Молодому ученому предложили должность заведующего кафедрой законоведения в Ярославском Демидовском лицее. Однако не прошло и четырех лет, как Ушинскому недвусмысленно указали на дверь. Открыто признавая его талант и профессионализм, руководство не могло смириться с либеральными взглядами Константина Дмитриевича, которые пользовались необычайной популярностью среди лицеистов. Неблагонадежного педагога уволили «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».

Константина Дмитриевича утвердили в должности учителя словесности Гатчинского сиротского института. Тогдашние нравы и порядки, царившие в этом малопочтенном образовательном учреждении, Ушинский впоследствии емко и хлестко опишет в одной из своих статей: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».

Тем не менее именно это учебное заведение стало для него роковым, в хорошем смысле слова. Оно сыграло в судьбе Ушинского поистине историческую роль. Разумеется, одной из первых аудиторий «вуза», куда заглянул новоявленный преподаватель, была библиотека. Также ожидаемо, Константин Дмитриевич первым делом обратил внимание на книжный шкаф, запертый запыленной защелкой. Было очевидно, что к ней долгое время никто не прикасался, как выяснилось, лет двадцать.

Открыв потаенную дверцу, Константин Дмитриевич обнаружил коллекцию книг по педагогике, которую собрал прежний инспектор (заведующий учебной частью) института Егор Гугель. Находка потрясла Ушинского и вдохновила на создание первой серьезной научной статьи «О пользе педагогической литературы», которая была напечатана в «Журнале для воспитания» и произвела фурор в обществе. Он стал желанным автором самых популярных журналов XIX столетия – «Современника» и «Библиотеки для чтения»

Статьи и новаторские идеи Константина Ушинского привлекли высокочтимое внимание самой императрицы Марии Александровны, которая увидела в нем подходящую кандидатуру для реформирования образовательного процесса в Смольном институте, о чем давно помышляла. Главную леди тогдашней страны не устраивало, что воспитанницы ее подопечного заведения ничему толком, кроме французского языка, не обучались, и выходили «дипломированными» невеждами с жеманными манерами.

Ушинскому удалось в корне изменить преподавание в институте. Механическая бездумная зубрежка оказалась вне закона. На смену ей пришло системное и вдумчивое обучение. Константин Дмитриевич жестко требовал от преподавательского состава следовать его указаниям, чем, естественно, вызвал недовольство начальства и истеричных классных дам. Козни, жалобы, доносы заставили реформатора уйти после трех лет борьбы с ханжеской моралью и подавлением индивидуальности, царившими в атмосфере Смольного института.

Слишком уже известного к тому времени Ушинского не то чтобы уволили, а как бы отправили в командировку за границу. К педагогической практике Константин Дмитриевич уже не вернется.

Зато он напишет первые массовые учебники по начальному обучению – «Родное слово» и «Детский мир. Хрестоматия», которые стали для преподавания русского языка таким же явлением, как пушкинский «Евгений Онегин» для самого русского языка. Практически Константин Ушинский создал русскую педагогику, которая была, есть и будет основой отечественного образования.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

«Если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель — методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред. Но как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнее мёртвого однообразия».

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и придёт многое, что надобно будет взять силою воли».

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке».

https://ug.ru/uchitel-uchitelej-19-fevralya-ispolnyaetsya-200-let-so-dnya-rozhdeniya-konstantina-ushinskogo/

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Константин Ушинский обрел счастье, не только занимаясь любимым делом, но и в личной жизни. В 1851 году он женился на своей подруге детства Надежде Дорошенко. В 1852 году супруга подарила педагогу сына Павла, потом семья пополнилась дочерьми Верой и Надеждой, сыновьями Константином и Владимиром. До наших дней дошло фото, где вся семья педагога запечатлена вместе. В 1867 году семья пополнилась шестым ребенком – дочерью Ольгой, которая стала художником.

По мере того, как Константин Ушинский менял место своей службы, семья следовала за ним. Однако как бы там ни было, Ушинские имели свой тихий уголок, пристанище, куда они всегда могли вернуться. Константин приобрел дом на хуторе Богданка недалеко от Чернигова.

Интересно то, что все дочки Ушинского продолжили его дело. Они организовывали народные школы и училища, при этом зачастую тратили не только время, но и личные средства.

СМЕРТЬ

Ушинский особенно активизировался в последние годы своей жизни. Он вел научную и гражданскую деятельность, посещал профессиональные съезды, печатал свои статьи, продолжал формировать стройную педагогическую систему. Его уважали, как мастера своего дела.

В 1870-м в семью пришла беда. На охоте погиб старший сын – Павел. Это стало большим ударом для всей семьи, и Ушинский решил, что им нужно уехать. Он покупает дом в Киеве, и перевозит туда всю семью.

После этого забирает всех сыновей и едет с ними в Крым с надеждой подлечиться. Но внезапно в дороге педагог простыл. Болезнь вызвала осложнения, и 22 декабря 1870 года 47-летний Ушинский умирает. Это печальное событие случилось в Одессе. Местом вечного упокоения Константина Ушинского стал Киево-Выдубицкий монастырь.

https://biographe.ru/znamenitosti/konstantin-ushinskiy/

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

  •  Человек как предмет воспитания
  • Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»
  • Лекции в Ярославском лицее
  • О народности в общественном воспитании
  • Письма о воспитании наследника русского престола
  • Три элемента школы
  • О средствах распространения образования посредством грамотности
  • Школьные реформы в Северной Америке
  • Внутреннее устройство североамериканских школ
  • «О пользе педагогической литературы» /Статья в журнале «Для воспитания»
  • «Опыт педагогической антропологии»
  • Русская школа