Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Красногорская  межпоселенческая центральная районная библиотека»

КРАСНОГОРСКАЯ
БИБЛИОТЕКА

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Отрывок из оды Михаила Ломоносова, 1747 г.

В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие. Указ о праздновании президент Владимир Путин подписал в мае 2018 года.

История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. В этот день был издан указ императора Петра I о создании Петербургской академии наук.

Эта памятная дата значима не только для научного сообщества, но и для всей страны. За три столетия истории академии менялись ее состав, государственный статус, научная направленность. Но одно оставалось неизменным — роль академии наук как главного научного учреждения страны.

Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства.

Первый президент

Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины.

Первые шаги академии

Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический (или естественный) и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И.Г. Гмелин и И.Г. Кельрейтер, основатель эмбриологии К.Ф. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П.С. Паллас.

В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г. ученые создали первую карту страны — «Атлас российский».

Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда».

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

 

В разные исторические периоды в деятельности академии наук на первый план выдвигались разные направления.

В XVIII в. выдающуюся роль играли академические экспедиции «для познания России», исследования природных богатств. Кроме научных описаний путешествий, быстро завоевать видное место в европейской науке академии позволили исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии и минералогии. Академия начала систематически публиковать источники по истории России.

Ведущее место в работе академии занимала издательская деятельность. В академической типографии (до появления частных) издавалась не только вся научная, но и вообще вся литература, кроме церковной, включая газеты и журналы.

Во второй половине XVIII в. появились крупные научные достижения в области ботаники, эмбриологии. Тогда же академия сыграла важную роль в подготовке и проведении реформы образования в России.

В XIX в. академия наук участвовала в кругосветных морских экспедициях, в зарубежных научных экспедициях, стала одним из мировых центров географических исследований.

Получили продолжение исследования, принесшие большие достижения в области математики, теории чисел и вероятностей, математической физики, теоретической механики, теории механизмов. Серьезные успехи были достигнуты в минералогии, кристаллографии, геологии, стратиграфии, сейсмометрии. Разрабатывались проблемы метеорологии, земного магнетизма, электричества.

Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета. Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов.

Историческая наука, филология, литературоведение заняли большое место в работе академии, особенно после включения в ее состав Российской академии на правах второго отделения русского языка и словесности. В состав академии стали избирать выдающихся русских писателей. Мировую известность получило отечественное востоковедение.

Нельзя не упомянуть и о роли академии наук в XX в. Кажется, не было такой науки, такого направления, куда академия не внесла свой выдающийся вклад, не только в естественно-научной, но и в гуманитарной области, хотя гуманитарные и общественные науки в наибольшей степени подвергались идеологическому давлению.

Общеизвестна роль академических ученых и в Великую Отечественную войну, фактически использовавших опыт Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) для масштабной работы по исследованию и практическому использованию природных богатств страны для промышленности, внесших и по другим направлениям весомый вклад в победу. Неоценимо участие ученых в послевоенный период в обеспечении безопасности страны — достаточно вспомнить атомный и космический проекты.


 

В Перелазской библиотеке у литературной выставки «Отечества великие умы», посвященной 300-летию Российской Академии наук, состоялась беседа для учащихся старших классов.

На выставке «Отечества великие умы» представлены издания, которые познакомили  учащихся с биографиями и трудами всемирно известных деятелей российской науки – Д. Менделеева, К. Циолковского, И. Павлова, И. Мечникова, В. Бехтерева, Н. Жуковского, С. Королева, А. Туполева, И. Курчатова, Д. Сахарова, М. Келдыша, Л. Ландау и другие. Библиотекарь подчеркнула, что Академия наук и по настоящее время продолжает существовать,  объединяющая  под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной.

В заключение ребята приняли активное участие в интеллектуальной игре «Знаешь ли ты?». Они  постарались правильно ответить на все вопросы, дополняя ответы интересными сведениями из прочитанных книг.

Мероприятие прошло в познавательной форме,  позволяющей  лучше узнать историю своей Родины, сблизиться с гениями, которые во многом опередили развитие человеческой цивилизации и которыми мы по праву гордимся.