Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Красногорская  межпоселенческая центральная районная библиотека»

КРАСНОГОРСКАЯ
БИБЛИОТЕКА

к 135 - летию со дня рождения Андрея Туполева (1888-1972),
советского авиаконструктора

78 мировых рекордов и 28 уникальных перелетов было установлено и совершено на самолетах, созданных Туполевым, одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов нашего столетия.

 

Под его руководством за почти пятидесятилетнюю творческую деятельность было сконструировано более 120 самолетов самых разнообразных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. 

Андрей Туполев родился в дворянской семье, что тщательно скрывал на протяжении многих лет. Еще во время обучения в Тверской гимназии Андрей Туполев проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ).

В училище серьезно увлекся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.

В 1911 году успешная учеба и активная научная деятельность прервались, когда Туполев пошел по стопам своего отца и стал участвовать в студенческих волнениях. За это и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину, в Пустомазово, под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Используя опыт строительства аэросаней, конструктор создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугоалюминия. Для этого Туполев поехал в Кольчугино и лично руководил на местном заводе опытными плавками, пока производственники не освоили новый материал. В конструкторском бюро, проектировавшем этот самолет, кроме самого Туполева, в то время работало всего 12 человек!

Затем под руководством конструктора строился первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик М. Хромов и бортмеханик В. Радзевич в течение трех дней облетели столицы многих европейских стран. Полет на АНТ-3 стал одним из первых успехов советской авиации.

В 1929 году самолет АНТ-4 «Страна Советов», преодолев нашу страну с запада на восток, пересек Тихий океан и, покрыв расстояние в 21 242 километра, достиг Америки. Этот рекорд послужил прямым доказательством возможности осуществления беспосадочных полетов в США, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова.

Но в том же знаменательном для советской авиации 1937 году начался самый тяжелый период в жизни Андрея Туполева, который продлился 1367 дней и ночей. В 1937 году Туполев был арестован по ложному обвинению и брошен сначала в подвалы Лубянки, а потом в камеру Бутырской тюрьмы.

Приговор был неоправданно жесток: 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества. На практике в то время это означало только одно: расстрел.

Но Туполев, как любой умный человек, решил потянуть время: может, все рассосется. Вначале он признался во всех прегрешениях, потом отказался от своих показаний и стал бомбардировать письмами И. Сталина и народного комиссара внутренних дел Л. Берию, в которых он доказывал свою невиновность и невиновность своих коллег, попавших вместе с ним за решетку. Такая тактика сработала, и вместо расстрела Туполев и многие его товарищи-«вредители» начали работать в бериевской шарашке ЦКБ-29 НКВД.

С наибольшей силой зазвучало имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Созданный на базе военного бомбардировщика Ту-16 первенец советской реактивной гражданской авиации лайнер Ту-104 стал известен всему миру. Затем конструктор создал целую серию великолепных пассажирских и военных самолетов: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-95 и Ту-22.

Последним самолетом, который сконструировал и довел до постройки Туполев, был сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, ставший лебединой песней конструктора.

Не его вина, что этот самолет так и не смог совершать регулярные рейсы. Андрей Николаевич скончался в 1972 году, оставив после себя нереализованные проекты и более 120 типов построенных самолетов

По материалам сайта
https://www.ridus.ru/dvulikij-genij--kem-byl-aviakonstruktor-andrej-tupolev-286679.html

 

В Перелазской библиотеке для учащихся среднего и  старшего  школьного возраста прошел час истории «Великие люди России: А.Н.Туполев», посвященный советскому ученому и авиаконструктору, доктору технических наук, академику АН СССР, Герою Труда, трижды Герою Социалистического Труда А. Н. Туполеву, которому в этом году исполняется 135 лет со дня рождения.

В ходе мероприятия ребята узнали о жизни и трудовой деятельности Андрея Туполева, о том, что это был человек-титан, ставший разработчиком более 100 типов воздушных лайнеров,  воспитатель легиона конструкторов и что   сегодня ПАО «Туполев» – ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и последующего сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения. Каждый летательный аппарат, созданный этим авиаконструктором, — это веха в истории не только советской, но и мировой авиации.